Майдан Разрытая Могила.

20 сентября, в понедельник, на дороге по ул. Ленина почти одновременно столкнулись шесть машин. По количеству транспорта – наибольшая авария в этом году. Жертв нет. На этом участке дороги часто происходят ДТП. Местные говорят, она проклята, потому что выложена из камней могильных плит.

Подробнее ...

Передериева могила. Скифский шлем.

Печать

В золотом культурном фонде древней Степи есть такие археологические находки, которые, хотя и заняли свое достойное место в музейных экспозициях Украины, тем не менее, еще в полной мере не изучены. Среди них – навершие скифского парадного золотого головного убора, обнаруженного в 1988 г. экспедицией Донецкого национального университета.

Скифский парадный золотой головной убор

Несколько небольших публикаций, в малотиражных археологических и краеведческих изданиях, к сожалению, не покрывают существующего информационного дефицита, а потому этот материал, надеемся, будет актуален и интересен для читателей журнала.

Сказать, что эта вещь уникальная, будет недостаточно – она даже сейчас, более чем 20 лет спустя после раскопок, остается неповторимой и непонятной. Разобраться в истинном назначении этого предмета, а так же в мотивах мастера, поместившего на него драматический сюжет, весьма непросто. Однако, опираясь на опыт наших предшественников, мы попытаемся приблизиться к пониманию этого шедевра скифо-античной культуры.

Экспедиция.

Основная цель нашей экспедиции были охранные раскопки курганов, которые разрушались в результате интенсивных строительных работ. Археологическая экспедиция была плановой, а вот открытие сделано в некоторой степени случайно. Дело в том, что во время работ в одном из изучаемых курганов, была обнаружена удивительная находка – скифский парадный головной убор. В последствии этот "золотоносный" курган назвали "Передериевой Могилой" в честь близлежащего к нему села, что находится недалеко от г.Снежное Донецкой области.

Изначально курган явно доминировал в древнем могильнике, выделяясь своей высотой (3,2 м) и внушительным диаметром (38 м) и. Кроме того, из всей курганной группы это было единственное сооружение, что имело мощную каменную крепиду (панцирь). Отдельные плиты крепиды достигали внушительного веса – около тонны. Еще до начала раскопок могильник притягивал наше внимание и настраивал на оптимистический лад. Во время раскопок в кургане были обнаружены два погребения. Одно из них оказалось рядовым, а вот центральное погребение как раз и содержало эту удивительную находку. Эта, еще не вскрытая могильная яма, была расположенная на глубине 6,1-6,38 м от вершины насыпи и имела внушительные размеры – 5×4 м. В совокупности с выше указанными габаритами курган определенно "намекал" на то, что здесь мог быть погребен знатный человек. Однако, в процессе раскопок выяснилось, что могильник был ограблен – к могиле уже был проложен "черный" ход, протянувшийся на 16 м от южной полы кургана к центру ямы. Следы ограбления оказались в самом начале "черного" хода – мы нашли несколько фрагментов черепа и серебряной ворварки (небольшого круглого приспособления для протягивания шнура или волоса). Позже встречались и другие человеческие кости, а так же останки животных.

Методика раскопок требует исследования пола курганов. Для этого делают прокладку так называемых периферийных траншей с параллельным прослеживанием стратиграфии насыпи. Из-за явного ограбления, Передериевский курган считалися малоперспективным. Однако роскопки продолжались. Хотя интересных находок сотрудники экспедиции совершенно не ожидали. Поэтому, когда из-под ножа скрепера вдруг сверкнуло изделие из желтого металла, первой мыслью было – "бронзовый котелок". Реальность оказалась совершенно непредвиденной. Это было золотое навершие или, точнее, верхняя часть скифского царского парадного головного убора, не имеющего аналогов в археологии. Члены экспедиции были приятно потрясены...

Все исследования велось осторожно, но это не спасло находку от серьезного повреждения: нож скрепера отрезал и разорвал верхушку изделия на три части. Фрагменты пришлось искать в толще земли. Археологи испытывали двойное чувство: от величайшей радости из-за неожиданного открытия, до глубокого сожаления в связи с повреждением предмета. Эмоции в тот день никто не особо скрывал. Но, чтобы полностью исключить утечку информации, а, значит, и предотвратить возможные неприятности, было решено не сообщать студентам-практикантам об уникальной находке. Вскоре головной убор увезли в Киев, где он со временем занял свое почетное место в "Золотой кладовой" Киево-Печерской Лавры. Навершие стало самым ценным трофеем не только нашей экспедиции, но и за всю историю археологических исследований в Восточной Украине.

И все же, заканчивая раскопки кургана, у нас еще теплилась надежда, что в ограбленном погребении, осталось еще что-то ценное, незамеченное грабителями. Но, увы, нашему разочарованию не было предела: на дне огромной ямы обнаружены лишь 5 бронзовых наконечников для стрел и железный нож. Стало ясно: вскоре, после захоронения грабители вытащили умершего из могилы и практически весь его инвентарь.

Описание изделия и композиция изображения.

На основании датировки найденных в кургане вещей (железных удил, фрагментов амфор и наконечников стрел из погребения), головной убор, как и весь скифский комплекс, датируется IV в. до н.э. Форма предмета яйцевидная и напоминает шлем, изготовленный из золота высокой пробы, весом около 600 гр. Размеры изделия: высота – 16,7 см, длина окружности в основании – 56 см, толщина листа золота у основания (пояска) предмета – 0,2 см, остальная часть – не более 0,15 см.

Найденный головной убор требовал высококвалифицированной реставрации. В 1989 г. он был отправлен в ФРГ в Римско-Германский музей г.Майнца. Несмотря на весь профессионализм реставраторов, следы разрывов не удалось убрать полностью. При внимательном взгляде они видны и сегодня.

В процессе реставрации были сделаны первые выводы о технологии изготовления навершия, но, насколько мне известно, эти исследования не отразились в специальной научной публикации. Пока можно лишь сказать, что все этапы и нюансы изготовления головного убора до конца не изучены. Хотя работа здесь уникальная! Это сейчас, в эпоху высокоточных приборов и инструментов, не представляет особого труда сделать по эскизу модель, изготовить по ней форму и получить ее отливку. А в древности провести такой процесс было несравнимо сложнее. Правда, и в скифское время мастера прекрасно владели литьем по восковым моделям, да и изготовление самих гипсово-восковых моделей было для них весьма доступно.

Поверхность головного убора искусно покрыта изображениями, выполненными античным мастером в технике тиснения и чеканки. Мастер, очевидно, очень внимательно подбирал чеканы, чтобы как можно лучше выразить задуманную картину Невозможно не ощутить пышность цветков и нежность лепестков, мягкость складок ткани кафтана и, наоборот, жесткость и блеск металла акинаков и копий. Для получения гладких, полированных поверхностей мастер, возможно, кроме различных чеканов, применял еще напильнички, рифлевки и надфили, а также шаберы и воронила.

Основание изделия обрамлено пояском шириной 1,5 см, верх которого, в свою очередь, окантован орнаментом в виде венка с листьями и перевязями в четырех местах. Над пояском точками изображена поверхность земли с шестью кустами цветов и травой. Верхушка головного убора декорирована двусоставной восьмилепестковой пальметкой, обрамленной пояском из волнистых линий. В центре пальметки имеется отверстие диаметром 1 см.

Известные изображения скифов на различных изделиях торевтики, найденных в курганах знати, не превышают высоту более 7,2 см. Так, на пекторали из Толстой Могилы их высота – 2,7 и 3,4 см; на золотой вазе из Куль-Обы – 5,3 см; на серебряной вазе из Гаймановой Могилы – 7,2 см и т.д. Эти шедевры ювелирного дела имеют огромную научную ценность, но изображения на них из-за небольших размеров не могут реалистично передать всех важных нюансов. На головном уборе, из Передериевой Могилы, фигуры воинов показаны в два раза больше, чем самый крупный из известных изображений. И отличаются четкой детализацией. В передериевской навершне прекрасно просматриваются черты лица, прически, элементы одежды, с характерным фасоном и орнаментом, узнаваемые виды трав и цветов, детали оружия. Все это представляет собой ценнейшую информацию для специалистов-скифологов. Высота стоящих воинов достигает 15 см. Все оружие (копья, акинаки, гориты с луком и стрелами) подано очень выразительно, что позволяет идентифицировать их типологию. Особый интерес у исследователей вызывают костюмы скифов, точнее, их культурно-стилевые особенности. Четыре воина одеты в кафтаны с остроугольными полами и косыми бортами. Все скифы подвязаны поясами, их кафтаны имеют богатый орнамент. На ногах – узкие штаны. У одного они заправлены в изящные мягкие сапожки. На двух юношах, повернутых к зрителю спиной, похоже, изображен другой тип одежды, на штанах точками отмечены швы.

По одной из версий, сюжет, изображенный на головном уборе, связан с боем 6 скифов, где участвуют 4 юноши и 2 взрослых бородатых воина.

По другой версии, здесь показана известная скифская легендой о трех братьях. Все изображения исполнены в реалистической манере, фигуры воинов отличаются удивительной динамичностью. Композиция состоит из двух частей, очень похожих по сюжету – схватка пожилого скифа с двумя юношами. Фигуры, объеденные в две сражающихся тройки, практически занимают всю поверхность предмета. Они связаны между собой идеей парности и объединены единым психологическим центром – юношей, стоящего на коленях. Собственно, вокруг него и из-за него идет сражение.

О чем повествует сюжет изображения.

Исторический сюжет, изображенный на навершии, окутан легендами и уходит в века. Сможем ли мы приоткрыть тайну содержания изображения? Ведь даже сейчас крайне тяжело понять психологические мотивы и глубинное внутреннее состояние современного человека, что уж тогда говорить о мироощущениях древних людей?

Однако, хотя бы мысленно приблизиться к ним мы все-таки попытаемся. Такой образный мостик, соединяющий наш и древний мир, очень хрупок, но мы вынуждены по нему идти – другого пока не найти.

И так, чтобы приблизиться к пониманию сюжета, обратимся к Геродоту. Его знаменитый труд "История" пользовался большой популярностью в античном мире. В нем много пишет о жизни скифов. Вполне возможно, что ювелиры Боспорского царства, изготовлявшие для скифской элиты большое количество разнообразных предметов роскоши, могли быть знакомы с легендами скифов, в которых подробно и красочно рассказывалось о кочевниках. В "Истории", например, есть интересный рассказ о битве старых и молодых скифов. Повествование насыщено целым рядом событий с короткими легендо-новеллистическими вставками и, в то же время, одновременно является одним из самых реалистических исторических сочинений про ранние кочевые общества. "История" ярко и детально передает быт и облик скифов. Герадот повествует о легенде, по которой скифы совершили далекий поход на юг – в Азию. Прошло много лет. Дома воинов уже никто не ждал. Их жены сошлись с рабами – выросло новое поколение: рабы – по отцу, свободные – по матери. Когда старые скифы вернулись с похода, им, якобы, пришлось вступить в схватку с юношами, которые считали себя хозяевами этой земли. Насколько долго длилось противостояние, какими силами располагали стороны, Геродот не сообщает. Да это и не столь важно. Важно и примечательно то, что после нескольких сражений, где не было ни победителей, ни побежденных, верх взяла мудрость одного из старых скифов. Он остановил с помощью плети бойню, предотвратив этим кровопролитие. Как бы мы ни относились к подлинности этого рассказа, сцены из него очень заманчиво увязать с передериевской находкой. Однако переданная легенда – это лишь одна из версий исследователей. По другой версии, базирующейся на индоевропейской традиции, включая и скифскую, в интересующем нас рисунке, возможно, отражена легенда о трех братьях. Тут показаны взаимоотношениях трех социальных групп: жрецов, воинов и производителей материальных благ. Нельзя исключать и версии, по которой в сюжете могло быть закодировано некое ритуальное действие, относящееся к рангу канонического изображения, и обязательное для нанесения на различных предметах искусства скифского времени.

Реконструкция головного убора.

Предериевская находка по форме напоминает верхнюю часть головного убора – колпак, называемый греками "пилос", который носили варвары (скифы). Обычно такой колпак изготавливался из кожи или войлока, и был он покрыт металлическими украшениями. В нашем случае, возможно, накрывался навершием. Размер навершия не позволял использовать его в качестве самостоятельного головного убора – в этом случае исключается его четкая и плотная фиксация на голове. Вероятно, он имел вкладыш: или мягкий колпак, или войлочную, кожаную шапочку.

То, что у скифов были пышные, богато украшенные головные уборы, доказывать не надо. Например, известный знаменитый женский головной убор из кургана Чертомлык. Другое дело, что парадных, церемониальных скифских головных уборов найдено немного, а головных уборов высшей знати – вообще единицы. Наиболее пышно украшенные головные уборы обнаружены в богатых погребениях скифянок IV-III вв. до н.э. Среди них известны калафы, конусовидные колпаки и тиары. Они без металлического верха и плоской верхушкой. Считается, что в отличие от башлыков скифянок среднего достатка, эти головные уборы принадлежали скифским аристократкам и использовались как парадно-ритуальные аксессуары. Понятно, что такие нарядные головные уборы изготавливались индивидуально, их было не так много и аналогий передериевскому головному убору пока неизвестно.

Еще одна загадка – для чего нужно отверстия на верхушке найденного навершия? Ясно лишь одно: отверстие предназначалось для продевания или украшения, наподобие султанчика или было конструктивным элементом, необходимым для крепления той мягкой основы, которая находилась внутри предмета.

Функционирование предмета.

Практически нет сомнений, что передериевский предмет – навершие парадного головного убора. Тем не менее, до сих пор не понятно его использование и не известно кому же принадлежал данный предмет мужчине или женщине.

На сегодня исследователи выдвинули несколько версий. Одна из них – шлем. Да, форма его действительно напоминает шлем, однако, в военном деле использование такого шлема следует исключить: драгоценный металл (золото), изящность изображений и, главное, его небольшая толщина, не позволявшая защитить голову от оружия. Но есть интересные письменные свидетельства. Так, древнеиранский религиозный литературный памятник "Авеста" упоминает воинов в остроконечных шлемах. По мнению специалистов, под термином "шлемы" в Авесте, возможно, имелись ввиду высокие остроконечные скифские головные уборы, хорошо известные по памятникам торевтики. Может быть, так и есть. Но, возможно, под остроконечными шлемами в Авесте надо понимать металлические/золотые навершия типа передериевского, насаживающиеся на шапки-подкладки.

Есть еще одна проблема, препятствующая точному установлению назначения предмета. Во время реставрации в Германии внутри изделия не было обнаружено никаких следов ткани, кожи или войлока, т.е. какой-то мягкой, эластичной подосновы, что способствовало бы прочной и удобной фиксации на голове. Правда, этот лабораторный факт не может являться однозначным аргументом – следы ткани и кожи, и, тем более, войлока могли элементарно исчезнуть в результате чистки изделия реставраторами. Велика вероятность и того, что головной убор предварительно почистили и положили в тайник. Поэтому следов органики внутри него не оказалось.

Итак, если интересующий нас предмет – составная часть парадного головного убора, то, очевидно, его статус был очень высок. Вероятно, хозяин навершия был не только властителем, но и выполнял некие функции, близкие к жреческим. Понятно и то, что такой ценный головной убор был сакрализован еще при жизни своего владельца. Ведь в архаическом обществе с мифологическим мировоззрением, в первую очередь, сокрализовывались все атрибуты, связанные с властью (светской и религиозной); они становились регалиями, которые, в свою очередь, наделялись одновременно несколькими прижизненными функциями. Однако в связи с необычным местонахождением предмета нас больше всего интересует его посмертная роль. В этом смысле важно отметить, что головной убор в одном месте был поврежден каким-то острым предметом, а затем искусно отремонтирован мастером, наложившим на пробоину изнутри золотую пластинку 2,5×3 см, закрепленную с помощью миниатюрных золотых заклепок. Происхождение пробоины связано то ли с ритуальной функцией головного убора, то ли следствие несчастного случая, например, вражеского удара, повлекшего за собой смерть скифского вождя. Однозначно можно сказать, что данную вещь не часто использовали – на шлеме не обнаружено других следов повреждений. Одним словом, однозначного ответа о происхождении пробоины дать невозможно.

В древних и средневековых культурах, а также в традициях ныне сохранившихся языческих обществах можно найти огромное количество примеров, где во время обряда применяют иррациональные действия (повреждения, разбивание, сжигание, закапывание, уничтожение и др.). При объяснении подобных феноменов исследователь нередко оказывается в затруднении, поскольку приходится определяться: признать, что вопрос на данный момент времени практически нерешаем, или же попробовать высказать какую-то смелую версию, углубившись в мифологическое мышление древних, что тоже может не привести к истине.

Начнем с того, что многочисленные археологические находки имеют следы ремонта в виде заплат, заклепок. Это подтверждает, что древние люди по возможности восстанавливали и ремонтировали вещи, возвращая их в свой быт. Все вполне объяснимо – древний человек не мог не ценить свой материальный мир, создаваемый с немалым трудом, тем более, произведения искусства и ювелирного дела.

Но сакральные или любимые вещи хозяина, которые не подлежали реставрации либо потеряли свое функциональное значение, имели особый статус: им посвящались обряды прощания, почетного захоронения или жертвоприношения богам. Например, в некоторых культурах жители уносили такие вещи от поселка в сторону заходящего солнца и оставляли под деревьями. Другими словами, для сакральных и любимых вещей устраивалось своеобразное захоронение, как и для людей. И чаще всего – в западной стороне от поселения. Но вспомним, что головной убор из Передериевой Могилы был спрятан в восточной поле кургана. Поэтому объяснение нашего случая не может быть столь банальным.

Обряд возрождения.

Какой же обрядовый смысл подразумевали устроители при захоронении головного убора, разместив шлем в стороне от погребальной ямы, точнее, в восточной поле кургана?

Напоминаю, головной убор находился в специально выкопанной ямке, в вертикальном положении, основанием вниз, следовательно, не был потерян или спрятан грабителями. Логично предположить, что головной убор мог быть ключевой вещью в погребальном обряде. Учитывая характерные особенности мифологического мышления, можно допустить, что пространственная ориентация погребального обряда передериевского кургана основывалась на идее возрождения умершего. Чтобы организовать обряд возрождения, надо было выбрать соответствующую точку в кургане и устроить там совершенно неприметный тайник, куда бы не проник ни один грабитель. Очевидно, размещение головного убора в сакрализованном тайнике в восточной стороне кургана было едва ли не единственным приемлемым вариантом. Возможно, именно этим местоположением подчеркивалась некая идея будущего возрождения всего захоронения – восходящее солнце как бы озаряло шлем и, продвигаясь по своей небесной дороге, поднимало его к вершине кургана и дальше – к небу, к миру богов. Таким образом, сакральный предмет возрождался, а вместе с ним воскресал и его хозяин.

Вполне возможно, была еще одна причина захоронения навершия – отсутствие в архаических культурах традиции наследственной передачи высшей символики власти. К высшим иерархическим регалиям можно отнести не только скипетры и дорогие пояса, но и всевозможные коронационные головные уборы. В то же время у нас нет фактов о захоронении "царственных" головных уборов у скифов. Царские скифские курганы на момент прихода ученых, как правило, были ограблены. У нас есть лишь косвенные данные про подобные случаи, которые мы находим в соседних культурах. Известно, что вождей саков и ахеменидских царей погребали в своих коронах, а не оставляли их наследникам.

Остается еще один неясный вопрос: могли ли композиции воинов, изображенные на передериевском головном уборе символизировать идею возрождения? Казалось бы, какая здесь может быть связь? Однако, исключать это не следует, поскольку смерть, погребение и возрождение вождя в архаическом обществе рассматривается как проявление ритуала перенесения или рождения в новом мире, на небе. Эти мифологемы и ассоциации вполне могут быть запрограммированы в композиции головного убора, но механизм прочтения этого знакового текста еще предстоит дешифровать.

* * *

Наша заметка – это лишь общие наброски по выяснению функционального назначения уникального головного убора Совершенно очевидно, что в нем хранятся несколько пластов информации: бытовая, культовая, военная, социальная и, возможно, что-то другое, что еще предстоит выяснить. Пока что многое в передериевской находки останется для нас невыясненным.

Александр Евглевский, Донецкий университет для журнала "Музеи Украины".

 

Добавить комментарий

Возможности, предоставляемые посетителям портала:

Вы можете высказывать свои мысли по поводу статьи.
Именно с этой целью Вам предоставлен сервис комментирования.
Ваш комментарий должен соотноситься с темой поста, развивать её.
Старайтесь выражать свою мысль предельно конкретно и чётко.

Что Вам не разрешено :

Оставлять комментарий, не относящийся к данной статьи.
Ненормативная лексика в комментарии.
Неэтичное поведение по отношению к любому представителю сообщества.
Всевозможное детство (коверкание слов).
Словоблудие (отсутствие всякого смысла в комментарии).
Комментарий только ради простановки ссылки на себя.
Администрация оставляет за собой исключительное право удаления любого комментария, нарушающего данные запреты, а также и в других случаях, если сочтут это нужным и необходимым.
Никаких объяснений по поводу карательных мер не даётся.

Правила цитирования и перепечатки :

При цитировании либо воспроизведении статьи целиком она должна быть подписана Автором.
Не допускается компоновка материала, искажающая его первоначальный общий смысл.
Обязательно должен присутствовать ясно видимый линк на первоисточник.


Все материалы представлены на данном сайте исключительно в образовательных целях и в целях популяризации медицинских, психологических и эзотерических знаний. Материалы были получены из открытых источников в интернете или присланы посетителями сайта. Читатель самостоятельно несет всю ответственность за применение рассматриваемых техник, методик и т.п. Администрация сайта не несет никакой ответственности за любой ущерб, нанесенный читателю в физическом, астральном, ментальном и др. планах.

 

Внимание! Не секрет, что  материалы, размещённые на сайте, получены из открытых источников и опубликованы на портале ЭзоКлуб ОРГ  по тем или иным причинам. Если Вы претендуете на авторство и хотите, чтобы под материалом была проставлена ссылка на ПЕРВО-источник, Вы можете зарегистрироваться на сайте и проставить ссылку на свой ресурс в комментариях к публикации самостоятельно. Все исходящие ссылки в комментариях индексируются ПС.