Астрономические исследования атасуских курганов с усами.

Печать

Для исследования астрономических аспектов курганов "с усами" нами в 1989-1991 г.г. в составе Центрально-казахстанской экспедиции были обследованы астрономическими методами 16 памятников раннего номадизма - так называемых курганов с "усами".

Из них 8 курганов расположены вблизи Атасуского поселения, 6 находятся в окрестностях гор Кызылтау и Ортау, 2 - недалеко от города Балхаш. Эти исследования носили предварительный характер, и только два последних памятника, в которых астрономогеодезические измерения были наиболее полными, позволили определить точную ориентацию элементов курганного комплекса и получить реальную картину восходов и заходов Солнца и Луны. Результаты исследований курганов с "усами" Сагa опубликованы.

В настоящей работе приводятся предварительные результаты исследований курганов с "усами", расположенных на 48-й параллели в окрестности Атасуского поселения эпохи бронзы.

Курганы с "усами" представляют собой каменное сооружение, состоящее из одного или нескольких курганов круглой формы диаметром от 3-4 до 10 метров незначительной высоты, расположенные в ряд преимущественно по направлению север-юг и отходящих на некотором расстоянии от крайних курганов двух каменных гряд в виде дуг длиной от 40 до 200 м.

Морфологическую классификацию этих памятников ранних кочевников можно произвести в зависимости от количества и расположения дополнительных курганов относительно основного.

Поскольку время строительства данных курганов с "усами" датируется временным отрезком от VII в. до н.э. вплоть до III-IV в.в. н.э., то проверку ориентации направлений визирования, задаваемых элементами курганов с действительными положениями точек восходов и заходов Солнца и Луны мы провели для средней даты строительства этих памятников, а именно первого года н.э.

В результате проведенных астрономических измерений и обработки полученных данных было выявлено, что курганы с "усами" фиксируют на горизонте следующие астрономически значимые направления: точки восходов и заходов Солнца в моменты равноденствий и солнцестояний, что давало бы возможность элементарным образом разделить солнечный год на четыре части. Вместе с тем, почти в каждом кургане с "усами" обнаруживались ориентиры, соответствующие склонениям Солнца, имеющим место в средние даты между равноденствиями и солнцестояниями. Это дало возможность обосновать предположение, которое подтвердилось при детальном исследовании памятника на местности Сага, что строители этих памятников при помощи наблюдений, проводимых непосредственно на курганах с "усами" могли разделить год на восемь частей. Кроме того, фиксируются и самые крайние северные и южные положения восходов и моменты равноденствий и солнцестояний. В каждом кургане "с усами", рассматриваемом нами в настоящей работе, содержится за малым исключением почти все астрономически и календарно значимые направления.

Таким образом, высказанное нами ранее предположение о том, что эти уникальные памятники эпохи ранних кочевников служили местом наблюдения за движением небесных светил, и более того, они могли быть использованы в качестве своеобразного инструмента, посредством которого определялись моменты равноденствий и солнцестояний, начальные даты восьмимесячного календаря, а также крайние точки появления и исчезновения Луны на горизонте в период ее "высокого" и "низкого" положения на небе, находит подтверждение и при рассмотрении Атасуских памятников.

Как уже отмечалось, курганов с "усами" насчитывается около трехсот. Естественно, возникает вопрос, все ли они имеют астрономическую ориентацию или, другими словами, астрономическое назначение? Действительно ли они были местом проведения наблюдений за небесными светилами, главным образом, за Солнцем и Луной? Если предположить, что курганы с "усами" сооружались именно для этой цели, то не слишком ли их много? Правда, если учесть, что они строились на протяжении тринадцати веков, то, в среднем, получается около двадцати курганов с "усами" за одно столетие. Возможно, многочисленность таких сооружений объясняется кочевым образом жизни строителей этих памятников. В таком случае, перемещаясь в огромном пространстве, номады могли воспользоваться любым из них для своевременного совершения ритуальных церемоний или для хозяйственно-календарных нужд.

Н.М.Бекбасаров
(Республика Казахстан, Алма-Ата, Астрофизический институт национальной академии РК)


 

Добавить комментарий

Возможности, предоставляемые посетителям портала:

Вы можете высказывать свои мысли по поводу статьи.
Именно с этой целью Вам предоставлен сервис комментирования.
Ваш комментарий должен соотноситься с темой поста, развивать её.
Старайтесь выражать свою мысль предельно конкретно и чётко.

Что Вам не разрешено :

Оставлять комментарий, не относящийся к данной статьи.
Ненормативная лексика в комментарии.
Неэтичное поведение по отношению к любому представителю сообщества.
Всевозможное детство (коверкание слов).
Словоблудие (отсутствие всякого смысла в комментарии).
Комментарий только ради простановки ссылки на себя.
Администрация оставляет за собой исключительное право удаления любого комментария, нарушающего данные запреты, а также и в других случаях, если сочтут это нужным и необходимым.
Никаких объяснений по поводу карательных мер не даётся.

Правила цитирования и перепечатки :

При цитировании либо воспроизведении статьи целиком она должна быть подписана Автором.
Не допускается компоновка материала, искажающая его первоначальный общий смысл.
Обязательно должен присутствовать ясно видимый линк на первоисточник.


Все материалы представлены на данном сайте исключительно в образовательных целях и в целях популяризации медицинских, психологических и эзотерических знаний. Материалы были получены из открытых источников в интернете или присланы посетителями сайта. Читатель самостоятельно несет всю ответственность за применение рассматриваемых техник, методик и т.п. Администрация сайта не несет никакой ответственности за любой ущерб, нанесенный читателю в физическом, астральном, ментальном и др. планах.

 

Внимание! Не секрет, что  материалы, размещённые на сайте, получены из открытых источников и опубликованы на портале ЭзоКлуб ОРГ  по тем или иным причинам. Если Вы претендуете на авторство и хотите, чтобы под материалом была проставлена ссылка на ПЕРВО-источник, Вы можете зарегистрироваться на сайте и проставить ссылку на свой ресурс в комментариях к публикации самостоятельно. Все исходящие ссылки в комментариях индексируются ПС.