Майдан у села Соколово.

Я уже рассказывал несколько месяцев назад про поездку к Мавринскому майдану на окраине села Межирич возле Павлограда. Но Мавринский майдан – это не единственный подобный объект в наших широтах. Благодаря программе Google Earth я нашел еще несколько похожих в окрестностях Днепропетровска и Павлограда. И к одному из них я и попал в минувшую субботу.

Про энергетический коллапс.

Мироздание движется в направлении, не слишком благоприятном для разумных существ и вообще какой бы то ни было жизни, предупреждают американские ученые. Примерно через 100 млрд лет одно из необходимых условий жизни - энергия излучения, или, говоря более привычным языком, тепло, - начнет иссякать.

Наряду с материей жизнь нуждается в энергии, а баланс материи и энергии в мире зависит в свою очередь от того, что ждет Вселенную в будущем. Еще лет десять назад в науке считалось, что события будут развиваться по одному из трех сценариев. Галактики, которые разбегаются в разные стороны из точки Большого взрыва, могут до бесконечности продолжать свое движение, но скорости будут постепенно падать. Или же космос может достичь точки равновесия и замереть навсегда, более не расширяясь и не сжимаясь. Или, наконец, он может начать сжиматься обратно, неотвратимо приближаясь к чудовищному катаклизму, получившему название Большого хлопка. При любом сценарии протоны, нейтроны и прочие частицы, по-видимому, будут медленно, но верно распадаться, превращаясь в излучение, и соответственно с течением времени энергии излучения во Вселенной будет больше, чем вещества.

Совсем недавно, однако, было обнаружено, что расширение Вселенной идет увеличивающимися темпами. Галактики разбегаются со все возрастающей скоростью, и рано или поздно настанет момент, когда свет каждой отдельной звездной системы перестанет достигать другие миры. Ученые предполагают, что подгоняет этот процесс загадочная сила, уловить которую до сих пор не смог ни один прибор, что, впрочем, не помешало ей получить в научной литературе красивое название - темная энергия.

К количеству энергии излучения, доступной для поддержания жизни во Вселенной, эта темная энергия, как выясняется, имеет самое непосредственное отношение. Журнал Science приводит выкладки физиков-теоретиков Лоренса Крауса из Университета Вестерн-Резерв в Кливленде и Роберта Шеррера из Университета Вандербильта в Нэшвилле, которые использовали математическую модель, чтобы представить, как будет идти распад протонов в ускоряющейся Вселенной, движимой темной энергией. Согласно их расчетам, приблизительно через 100 млрд лет радиация начнет исчезать так быстро, что распад материи не будет успевать пополнять ее, и баланс двух величин смесится в пользу материи.

Главное - это ускорение. С течением времени темная энергия разгонит Вселенную до сверхсветовых скоростей, так что волны энергии будут рассеиваться и исчезать. Все тепло, свет и электромагнитное излучение перестанут взаимодействовать с материей. В результате в космосе начнет неумолимо холодать. "В такой Вселенной все другие галактики и любые источники энергии за пределами нашей местной группы галактик быстро исчезнут из виду", - говорит Краус. Запасы энергии, необходимые для поддержания жизни, постепенно будут исчерпаны. "Худшей перспективы, пожалуй, и не придумаешь", - сетует он.

Мартин Риз из Кембриджского университета согласен с выкладками своих американских коллег, однако, по его словам, их выводы излишне "прямолинейны". Не считая того, что у астрономов больше не будет возможности изучать звездное небо над головой, никаких других драматических перемен в условиях существования жизни во Вселенной не предвидится, уверяет он. Жизнь сохранится, несмотря на сокращение запасов энергии, убежден британский ученый, хотя обитатели того далекого будущего, по его словам, "будут отличаться от человека, как мы отличаемся от самых примитивных жуков".