Солнце в зените сквозь призму веков.

Осенью 2009 года вышла книга журналистки Евгении Шальской «За фасадом истории», рассказывающая об неизвестных страницах истории Павлограда и региона, тиражом всего 500 экземпляров. Две главы в ней посвящены Мавринскому майдану.

О лунной воде.

Вернее не вода, а лед. Однако и этого достаточно, чтобы у ученых, и не только у них, голова пошла кругом от сногсшибательных перспектив, открывающихся перед человечеством "Лунную воду" обнаружил американский космический зонд "Лунар Проспектор", запущенный НАСА в начале этого года. "У нас есть абсолютно точные сведения о наличии значительных запасов воды на обоих полюсах нашего спутника", - не мог сдержать своего восторга глава группы слежения за работой "Проспектора" Алан Биндер.

Установленные на борту зонда приборы показали наличие водорода на дне нескольких кратеров на Северном и Южном полюсах Луны. А по словам Биндера, наличие водорода не оставляет сомнений, что на Луне есть лед. Предположительно, он попал на наш спутник с кометами и метеоритами, которые периодически врезаются в лунную поверхность и которые, в большинстве своем, состоят изо льда. На дне кратеров лед избежал испепеляющего воздействия Солнца.

Ученые предполагают, что кубики льда составляют около одного процента на каждый кубический метр дна кратеров. Более того, НАСА выдвинула гипотезу, что на Луне может быть несколько сотен миллионов тонн живительной влаги. Собранное воедино, такое количество воды может образовать озеро площадью 10 кв. км. и глубиной 10 м.

Хотя о возможном наличии на Луне и на других планетах Солнечной системы воды писал еще Циолковский. Это открытие вызывает у американцев эмоции ничуть не меньше, чем те, которые переполняли их 29 лет назад во время высадки на нашем естественном спутнике экипажа "Аполлона-11". "Наше открытие просто грандиозно. Впервые в истории при полете к другому небесному телу мы можем произвести дозаправку", - считает Алан Биндер. Дело в том, что в современных космических аппаратах именно водород - главная составляющая при изготовлении топлива. Еще более впечатляющие аргументы привел профессор Лос-Апа-мосской национальной лаборатории Уильям Фельдман. По его словам, сегодня НАСА для выведения на орбиту 2,2 кг полезного груза затрачивает около десяти тысяч долларов. Теперь же, при наличии воды на Луне и возможности дозаправки в Космосе, НАСА сможет сэкономить на транспортных расходах около 60 триллионов долларов. Более того, как известно, вода - это жизнь, и значит, сейчас на нашем спутнике возможно сооружение постоянно действующей станции. Как говорится, все необходимое под боком...

Сообщение руководителя "лунной" программы НАСА доктора Алана Биндера о том, что на Луне найдена вода, открывает удивительные перспективы перед человечеством, рвущимся в космос. По мнению академика НАНУ Ярослава Яцкива, уже сам по себе сенсационен факт обнаружения на Луне водной среды. До сих пор бытует точка зрения, что эта планета напрочь лишена своей гидросферы. Однако последние данные, переданные с борта космического аппарата "Проспектор", указывают на значительные запасы воды, скрытые глубоко под поверхностью лунных кратеров на обоих ее полюсах. Речь идет скорее всего о скоплениях водяного льда. По предварительным подсчетам, там могут содержаться сотни миллионов тонн воды. Как считает академик Яцкив, это позволит наконец-то реализовать фантастические проекты по созданию на Луне долговременных баз, которые в свое время разрабатывались американскими и советскими учеными. В частности, вода может быть использована в качестве дешевого сырья для создания ракетного топлива, которым смогут заправляться на лунной базе космические челноки.

Кроме того, вода содержит такой важнейший компонент, как кислород, необходимый для поддержания замкнутых систем жизнеобеспечения.

Впрочем, сенсационную новость американцев довольно скептично оценивают многие ученые. Связано это главным образом с тем, что разговоры о лунной воде строятся лишь на основании данных, переданных космическим аппаратом "Проспектор", который сообщил только о наличии в почве Луны водорода. По мнению заместителя директора Института физической химии НАН доктора химических наук Степана Кучмия, это еще не означает, что там действительно имеется вода. Возможно, сообщение НАСА - обыкновенная спекуляция, направленная на привлечение в космические проекты новых крупных инвестиций.