Разбитая Могила в Коцюбинчиках.

Святилище Ареса в Коцюбинчиках на Западном Подолье в контексте эгейских влияний на пантеон царства сколотов[1]

Материалы и исследования по археологии Прикарпатья и Волыни. Вып. 13. 2009. С. 113-126. Николай Бандривский

Выявление и исследование памятников религиозных культов.

Выявление и исследование памятников религиозных культов принадлежит к тем проблемам современной археологии, которые более всего вызывают дискуссии.

Малые планеты.

Современные наблюдения изменили наше понимание Солнечной системы, что сказалось на номенклатуре ее объектов, отражающих это понимание. В частности это относится к определению понятия "планета". Слово "планета" изначально означало "блуждающую звезду" – огонёк, перемещающийся по небу. Последние открытия заставляют нас создать новое определение этого понятия, которое находится в согласии с имеющейся научной информацией. (Здесь мы не будем касаться верхней границы масс, разделяющей "планеты" и "звезды".)

МАС предлагает принять решение, что планеты и другие тела Солнечной системы будут определяться следующим образом:

Планеты – небесные тела, которые имеют достаточную массу для того, чтобы их самогравитация превзошла твердотельные силы, т.о. они находятся в гидростатическом равновесии и имеют близкую к шару форму1; и обращаются вокруг звезд и при этом не являются ни звездами, ни спутниками планет2. Мы проводим различие между 8 классическими планетами, открытыми до 1900 года, которые движутся по почти круговым орбитам вблизи плоскости эклиптики, и остальными планетоподобными объектами, обращающимися вокруг Солнца. Все эти объекты меньше Меркурия. Например, согласно приведенному выше определению астероид Церере относится к планетам. Для того, чтобы отличат Цереру от классических планет мы будем ссылаться на нее как на "карликовую планету" ("dwarf planet")3. Согласно данному определению Плутон, а также несколько крупных недавно открытых транснептуновых объектов, являются планетами. В отличие от классических планет эти объекты сильно наклоненные (к эклиптике) орбиты с высокими эксцентриситетами и орбитальные периоды превосходящие 200 лет. Мы выделяем эти планетарные объекты, прототипом которых является Плутон, в новую категорию, которую будем называть "плутоны".
Все не планетарные объекты, обращающиеся вокруг Солнца, относятся к категории "Малых тел Солнечной системы" ("Small Solar System Bodies")4.

1 Это относится к объектам с массой выше 5x1020 кг и диаметром больше 800 км. МАС будет удостоверять принадлежность к планетам объектов близких к указанной границе.

2 Два или более объектов могут составлять кратную систему. Первичный (более массивный) объект такой системы является планетой, если он независимо (в одиночку) удовлетворяет приведенному выше определению. Вторичный объект, удовлетворяющий определению определяется как планета, если барицентр кратной системы находится вне первичного тела. Вторичные объекты, не удовлетворяющие приведенным условиям, являются "спутниками" (планет). Согласно этому определению компаньон Плутона Харон также является планетой, а система Плутон-Харон – двойной планетой.

3 Если окажется, что астероиды Паллада (Pallas), Веста (Vesta) и/или Гигея (Hygeia), находятся в гидростатическом равновесии, то они будут отнесены к планетам, к классу "карликовых планет".

4 Этот класс включает большую часть астероидов Солнечной системы, близкие к Земле объекты (NEOs), астероиды-троянцы Марса, Юпитера и Сатурна, большинство Кентавров, большая часть транснептуновых объектов (TNOs) и кометы. В предложенной номенклатуре понятие "малая планета" ("minor planet") не используется.