Что такое Вега?

Вега - это ярчайшая звезда небольшого созвездия Лиры (альфа Лиры) и пятая по величине среди всех звезд земного неба, самая яркая звезда Летнего треугольника - характерной группы звезд Северного полушария. Она имеет голубоватый оттенок и расположена на расстоянии около 24 световых лет от Солнца. Диаметр Веги в 2,5 раза превышает диаметр Солнца, яркость ее выше в 54 раза, и сама она намного моложе - ей всего 350 миллионов лет. Название "Вега" - арабское по происхождению ("Падающий"), от названия созвездия Лиры - "ан-Наср ал-Ваки" - "Падающий Орел".

Четыре тысячелетия назад Вега была известна под названием "Маат", а 14 тысяч лет назад именно Вега, а вовсе не Полярная звезда располагалась вблизи небесного северного полюса (и примерно через 12 тысяч лет за счет прецессии земной оси она вернется на то же место). Примечательно, что когда в 1856 году англичанин Норман Погсон (N.R.Pogson, 1829-1891) ввел современную логарифмическую шкалу звездных величин, то за начало отсчета была принята именно Вега, блеск которой приравняли к нулевой звездной величине (т.е. 0m, где m - это от латинского "maghitudo" - "величина"; на ночном небе глаз различает звезды вплоть до шестой звездной величины, а вот ярчайшие (южные) звезды вроде Сириуса имеют уже отрицательную звездную величину (-1,5m)).

Доказано, что юная Вега уже обладает собственной планетной системой, которая во многом похожа на нашу собственную Солнечную систему, но младше ее на несколько миллиардов лет. Компьютерное моделирование показывает, что вид газопылевого диска вокруг Веги лучше всего описывается, если допустить существование "под ковром" невидимой планеты массой с Нептун, обращающейся вокруг своей звезды на расстоянии, на которое сам Нептун удален от нашего Солнца в нашей собственной Солнечной системе. Такая широкая орбита нептуноподобной планеты означает, что возле Веги вполне достаточно места для того, чтобы там в свой черед образовались и какие-нибудь небольшие каменистые планеты, подобные Земле.

А вот теперь - новое открытие... В районе экватора Веги удалось зарегистрировать довольно существенное потемнение. Это потемнение соответствует гигантской разности температур (свыше двух тысяч градусов) между более "прохладной" экваториальной областью и раскаленными полюсами (эффект, именуемый "гравитационным потемнением" ("gravity darkening") был в 1924 году предсказан теоретически шведским астрономом и математиком Эдвардом Гуго фон Цайпелем (E. Hugo von Zeipel, 1873-1959), он носит также и его имя - уменьшение силы тяжести оказывает влияние на энергетический поток). Модели звезды, основанные на этих наблюдениях, говорят о том, что скорость вращения Веги близка к критической и составляет 92 процента от того предела, перейдя который звезда бы разлетелась на части. Это открытие совершила международная группа астрономов, сделавшая соответствующее сообщение во вторник, на 207-й ежегодной встрече Американского астрономического общества (American Astronomical Society) в Вашингтоне (округ Колумбия). Впрочем, еще в 1985 году астроном Ричард Грей (Richard Gray) сделал предсказание, согласно которому Вега вращается на 90 процентах от своей критической скорости.

Научная группа получила интерферометрические измерения высокой точности, используя оптическую систему CHARA Array (Center for High Angular Resolution Astronomy - Центр астрономии высокого углового разрешения), состоящую из шести однометровых телескопов, расположенных на вершине горы Уилсон в Калифорнии, управляемых сотрудниками Университета штата Джорджия (Georgia State University). Основание этой системы равно 330 метрам, что позволяет разрешать детали, отстоящие друг от друга всего на 200 микроарксекунд - это эквивалентно угловому размеру монеты, видимой с расстояния свыше 10 тысяч километров. Для объединения улавливаемого звездного света систему снабдили модулем FLUOR (Fiber Linked Unit for Optical Recombination), который изготовлен во Франции.

Новые данные говорят в пользу теории, согласно которой очень быстро вращающиеся звезды (с охлажденными экваторами и более горячими полюсами) слабее "тихонь" освещают свои протопланетные диски, состоящие из пыли и осколков, а потому и оставляют гораздо больше шансов для возникновения жизни... Нужно отметить, что один оборот Вега совершает за 12,5 часа. Для сравнения: средний период вращения Солнца составляет приблизительно 27 земных дней.

Очертания атмосферы звезды, разумеется, сильно искажены, ее "бока" выпирают на 23 процента в экваториальной области по сравнению с полюсами. К сожалению, непосредственным образом это искажение наблюдать не удается - не тот ракурс (Вега "глядит" на нас больше своим полюсом), - однако тот же тип вращательного искажения наблюдается, например, на изображениях Сатурна, где экваториальный диаметр планеты примерно на 10 процентов шире ее полярного диаметра.

"Значение этих результатов довольно велико, поскольку они позволяют разрешить давние противоречия, связанные с измерением некоторых звездных параметров. Они также должны помочь нам достичь лучшего понимания того, что происходит с околозвездным диском Веги", - говорит Джейсон П. Офденберг (Jason P. Aufdenberg) из Национальной оптической астрономической обсерватории (National Optical Astronomy Observatory - NOAO) в Тусоне (Аризона).