Майдан у села Соколово.

Я уже рассказывал несколько месяцев назад про поездку к Мавринскому майдану на окраине села Межирич возле Павлограда. Но Мавринский майдан – это не единственный подобный объект в наших широтах. Благодаря программе Google Earth я нашел еще несколько похожих в окрестностях Днепропетровска и Павлограда. И к одному из них я и попал в минувшую субботу.

Про новую звезду.

В непосредственной близости от Солнца обнаружена новая звезда, относящаяся к недавно обнаруженному типу коричневых карликов.

Международная группа астрономов с помощью телескопа VLT Южной Европейской обсерватории в Чили обнаружила в близкой и давно обследованной окрестности Солнца у 24-й по удаленности от нас звезды SCR 1845–6357, находящейся на расстоянии 12,7 световых лет, неизвестного прежде компаньона. Неожиданно открытая звезда относится к редкому и недавно открытому классу так называемых коричневых карликов.

В настоящее время предполагается, что коричневые карлики относятся к промежуточному классу небесных тел, не являясь в полной мере ни звездами, ни планетами, однако обычно их считают одним из редких типов звезд.

Новая звезда обращается вокруг ранее известной звезды на среднем расстоянии от нее, примерно в 4,5 раза превышающем расстояние от Земли до Солнца, и характеризуется рекордно низкой температурой поверхности — в настоящее время она оценивается в 750 градусов Цельсия. Масса коричневого карлика, по оценкам ученых, составляет от 9 до 65 масс Юпитера.

Новый коричневый карлик стал третьим по удаленности от Солнца — ранее были открыты две звезды этого типа, обращающихся вокруг звезды Эпсилон Индейца (11,8 световых лет).

«Открытие коричневого карлика чрезвычайно важно, поскольку расстояние до него хорошо известно, а это позволяет с высокой точностью определить его светимость, — отметил один из первооткрывателей звезды Маркус Капер (Markus Kaper) из Южной Европейской обсерватории. — Более того, наблюдения за его орбитальным движением позволят нам всего за несколько лет определить его массу. Все эти характеристики критичны для понимания истинной природы коричневых карликов».

Открыть чрезвычайно сложный для наблюдения объект удалось с помощью высоко контрастной адаптивной оптики NACO детектора SDI на телескопе Very Large Telescope (VLT), рассчитанном специально на поиск планет в иных звездных системах. Камера SDI позволяет, помимо собственно изображения объекта, регистрировать его спектр, что дает возможность оценить его температуру. В камере SDI поток света от исследуемого объекта разбивается на четыре, три из которых пропускаются через чувствительные к метану фильтры. Поскольку метан может иметься в атмосфере лишь у холодных объектов, именно они при этом меняют свою яркость.

Свойства переходных между планетами и звездами по массам коричневых карликов вызывают особый интерес астрономов. Менее года спустя после открытия первого объекта этого класса в атмосферах коричневых карликов были обнаружены погодные явления. Выяснилось, что коричневые карлики также могут иметь собственных спутников — планеты.

Неясна природа их происхождения и, соответственно — распространенность в Галактике. Последнее особенно важно для человечества.

«Гипотеза Немезиды», согласно которой у Солнца имеется трудно различимый темный спутник, была выдвинута изначально для объяснения цикличности периодов гибели всего живого на нашей планете. Последние открытия объектов с очень странными орбитами в поясе Койпера также косвенно могут свидетельствовать о существовании темной звезды — Немезиды, и достоверная информация о свойствах коричневых карликов сможет сыграть в ее поисках важную роль.