Майдан в Mежиричах. Разведка археологов.

Как-то к нам в отдел зашла пожилая женщина с пронзительным изучающим взглядом. В целом производя впечатление интеллигентного человека, она объявила о своей прописке в с. Межирич Павлоградского района. Этим фактом должен гордиться каждый сознательный человек – ведь там находится знаменитый Мавринский (по старому названию этой части села) майдан. Мы прониклись. Межиричанка излагала дальше: майдан нужно популяризировать и изучать. Мы опять прониклись. Местные власти и она окажут всяческое содействие. Эйфория. И будь проклят момент, когда археологи подумали: а почему бы и нет? Разведка по Павлоградщине назревала давно. В путь.

О магеллановых облаках.

Анализ скоростей объектов в Малом и Большом Магеллановом облаках – карликовых галактиках неправильной формы, считавшихся до сего дня спутниками нашей Галактики. Это, в свою очередь, рушит существующие модели образования галактик, а вместе с ними – всю современную космологию вообще.

Карликовая галактика Большое Магелланово облако (БМО) расположена примерно в 160 тыс. световых лет от Земли в созвездиях Золотой Рыбы и Столовой Горы Южного полушария, в двадцать раз меньше нашей Галактики по размерам и на порядок – по числу звезд. Малое Магелланово облако (ММО) расположено от нас в 200 тыс. световых лет в созвездии Тукана и в 10 раз меньше, чем БМО.

Исследовательская группа Гарвард-смитсонианского астрофизического центра под руководством Гуртины Беслы (Gurtina Besla) провела анализ скоростей объектов в пространстве (а не только в проекции скорости по лучу зрения), в обеих карликовых галактиках. Результаты анализа разрушили всю, казалось бы, стройную модель галактик вообще.

Оказалось, что объекты в галактиках БМО и ММО и сами они как единое целое обладают неожиданно высокими скоростями и, скорее всего, просто «пролетают» мимо нашей Галактики, не являясь ее спутниками вообще. Это открытие кардинальным образом меняет наши представления о природе галактик и самой Вселенной.

Теоретически объяснить высокую скорость объектов можно, либо предположив что масса галактик (в том числе и нашей Галактики) недооценивалась, либо допустив, что БМО и ММО не связаны с нашей Галактикой в одну систему. Анализ показал, что верно второе предположение.

Новое открытие означает, что целый ряд космологических теорий нуждаются в кардинальном пересмотре. Так, долгое время считалось, что деформация газового диска, окружающего плоскость спиральных рукавов нашей Галактики, вызвана циркуляцией вокруг нее БМО и ММО.

Теперь же выясняется, что такой циркуляции не было вообще – карликовые галактики на время сблизились с нашей и навсегда покинут ее. Природа деформации газового диска становится неясной.

Известно, что в БМО и ММО звездообразование происходило «скачками» - в отличие от нашей Галактики, где этот процесс протекает непрерывно. Ранее считалось, что «триггером» для запуска механизмов массового образования звезд служило регулярное прохождение БМО и ММО вблизи нашей Галактики. Теперь ученым предстоит искать новое, не столь очевидное, объяснение.

Необходимо найти новое объяснение и природы Магелланова потока – газового шлейфа, тянущегося за БМО и ММО на 100 градусов по небосводу. Предполагалось, что его появление вызвано приливными эффектами, но теперь эту модель необходимо пересмотреть.

Долгое время предположение о том, что БМО и ММО являются спутниками нашей Галактики, казалось самоочевидным – об этом свидетельствовало и их расположение по соседству с нашей, и наличие аналогичных карликовых галактик-спутников у других крупных галактик – например, «туманности Андромеды» (М31).

Удастся ли «спасти» современную космологию без коренной ревизии ее базовых положений, покажут будущие исследования.