Самовідданий поет Мавриного – Анатолій Петренко.

Поезія Анатолія Федотовича Петренка помітна в літературі Павлоградщини. Його вірші зіткані із тієї субстанції, яку йому змалечку подарувало і якою його й досі обдаровує рідне село Маврине, колиска його і доля. Маврине вже зрослося з Межирічем, проте і до сьогодні вирізняється своєрідністю, яка яскраво прочитується в небуденній ліриці народженого ним поета.

Сажа космическая.

Недавно исследователи открыли, что безграничные просторы космоса усыпаны межзвездной сажей, ухудшая видимость отдаленных объектов, к примеру взрывающихся или сверхновых звезд. Открытие затрагивает области значительно обширнее вопроса космической чистоты.

Доказательство существования космической сажи ставит серьезные вопросы о таинственной "темной энергии", которая, как думает большинство, питает расширение вселенной.

В конце 1990-ых, астрономы заметили, что свет от очень отдаленных сверхновых звезд был более тускл, чем это должно быть, предполагая, что некоторые из этих умирающих звезд значительно дальше, чем предсказывали теоретики. Эта загадка привела к гипотезе, что расширение вселенной ускоряется неизвестной формой энергии, которую они назвали темной энергией.

Последнее исследование предполагает, что всему виной космическая сажа, по крайней мере частично в том, что отдаленные объекты имеют светимость более слабую чем ожидается.

"Мы не говорим, что это объясняет темную энергию, но мы заявляем, что этот материал находится там и, как пыль перед линзой, это могло бы заставить эти объекты казаться более тусклыми, чем они есть на самом деле," - заявляет Эндрю Стил (Andrew Steele) из Института Карнеги в Вашингтоне, округ Колумбия (Institution for Science in Washington DC).

Стил и его коллега Марк Фрис (Marc Fries) сделали своё открытие, исследуя три метеорита, которые были сформированы вскоре после рождения солнечной системы 4.5 биллиона лет назад.

Используя мощный микроскоп, они обнаружили вискеризованный графит (состоит из высокомодульных углеволокон, сращиваемых между собой прочнейшими кристаллами удлиненной формы) длиной всего лишь в несколько микрометров, вкраплённый в породу, который сформировался в древней высокой температуре новорожденных солнц и взрывающихся звезд. "Этот графит походит на скатанные графитовые трубки, и они могли быть произведены внутри сверхновых звезд или же новорожденных светил и выброшены в космос," рассказывает Стил.

Когда солнце было очень молодо, солнечный ветер (поток ионизированных частиц) был исключительно сильным и, возможно, он унес обширные облака вискеризованного графита далеко в космос. То же самое, возможно, случилось ит вокруг других звезд, оставляя завесу сажи повсюду.

В начале 1960-ых, Чандра Викрамасингх (Chandra Wickramasinghe), ныне работающий в Астробиологическом центре Кардиффского Университета в Уэльсе («Cardiff University's Centre for Astrobiology»), и ныне покойный сэр Фред Хойл (Sir Fred Hoyle) размышляли о том, мог ли вискеризованный графит проникнуть в космос. "Теперь нет никаких сомнений, что графит, похожий на тот что недавно обнаружен учёными, затуманивает звездный свет, и это затемнение было одним из главных козырей сторонников темной энергии," рассказывает Викрамазингх.

Энди Фабиан (Andy Fabian) из Института Астрономии Кембриджского Университета («Cambridge University's Institute of Astronomy») заявил, что существуют другие существенные доказательства существования темной энергии, которые нельзя опровергнуть космической сажей, но также заметил, что всё равно должны быть проведены дополнительные иследования.

"Космическая пыль играет огромную роль в том, что мы можем видеть во вселенной. Мы не можем видеть очень далеко за пределы нашей собственной галактики из-за пыли и если существует другой тип пыли, столь же широко распространенной и важной, то мы должны детально изучить её" – заканчивает Энди.