Путешествие на Мавринский майдан.

Год назад по всему Укрнету гуляли фотографии удивительного памятника истории, который находится в окрестностях Павлограда – Мавринского майдана. Все удивленно ахали и охали, строили предположения о его происхождении и сущности и говорили: «надо бы как-нибудь съездить!» – Павлоград! Это же всего 80 километров от Днепропетровска! – Подумал я и решил тогда в ближайшие выходные съездить посмотреть на это чудо. А, так как о желании съездить туда у себя в ЖЖ высказался и sparrow_hawk, то я пригласил присоединиться к поездке и его. Плюс Сева Петровский из Донецка тоже был не против.

партнеры

терморегулятор инкубатора купить в Челябинске.

О планете Немезиде.

Анализ новых астрономических данных неожиданно заставил ученых вернуться к гипотезе Немезиды – неизвестной науке темной звезды, обращающейся вокруг Солнца.

Исследовательская группа под руководством Пола Каласа (Paul Kalas) из калифорнийского университета в Беркли провела с помощью космического телескопа Хаббла исследование 22 подобных Солнцу звезд. Целью исследования был поиск дисков темного планетного вещества у звезд и изучение их свойств. Такие диски были обнаружены у двух из них - HD 53143 и HD 139664, расположенных на расстоянии около 60 световых лет от Земли. Оба диска, по всей видимости, находятся в равновесном стабильном состоянии.

"Они относятся как раз к тому типу звезд, у которых можно ожидать наличие пригодных для возникновения жизни областей и планет, на которых она может развиться", — подчеркнул цель исследования д-р Калас. Возраст обеих звезд — свыше 300 млн. лет; возраст солнечной системы оценивается в настоящее время в 4,6 млрд. лет.

Ученым удалось исследовать распределение плотности вещества, обращающегося вокруг звезд, в зависимости от удаленности от нее. Для этого свет самой звезды "затенялся", что давало возможность детально исследовать гораздо менее яркое вещество в системе.

У обоих дисков выявились две компоненты. Одна из них представляет собой широкий пояс с постепенно спадающей плотностью вещества, начинающийся далее 50 астрономических единиц от центрального светила. Астрономической единицей (а.е.) в астрономии называется расстояние, соответствующее среднему расстоянию от Земли до Солнца (около 150 млн. км).

Второй диск расположен в диапазоне 20–30 астрономических единиц от звезды и имеет четко выраженный внешний край — то есть на определенном расстоянии от звезды плотность вещества в диске резко падает. Он, по мнению астрономов, чрезвычайно напоминает пояс Койпера в Солнечной системе. Большинство (хотя и не все) объектов пояса Койпера располагаются в узком диапазоне орбит на удалении от 30 а.е. (орбита Нептуна) до 50 а.е. от Солнца.

Более того — большинство из известных науке дисков темного вещества у иных звезд представляют собой своеобразные "бублики" — в их центральных областях плотность вещества низка.

Согласно существующим представлениям, подтвержденным результатами исследования строения и динамики колец Сатурна, это может свидетельствовать о наличии спутников звезды — в частности, спутника, орбита которого пролегает по внешней границе диска. Он постоянно "подрезает" край дискообразного облака темного вещества, предохраняя его от "размывания". По мнению ученых, в таких системах имеется массивный спутник — звезда, например, коричневый карлик, очерчивающий в своем движении внешнюю границу диска. Аналогичные эффекты наблюдаются в системе колец Сатурна — кольца планеты зачастую ограничиваются спутниками, постоянно подравнивающими их внешний край.

Применительно к поясу Койпера это может означать, что у нашего Солнца имеется спутник — звезда, которая пока что неизвестна науке. Гипотезу о существовании подобного тела выдвинул профессор университета Беркли Ричард Мюллер (Richard Muller), назвавший гипотетическую звезду "Немезидой", по имени древнегреческой богини мщения. Именно она в своем движении очерчивает внешнюю границу пояса Койпера. Возможно, именно она ответственна за очень странную орбиту недавно обнаруженного небесного тела 2004 XR190 "Баффи".

Интересно, что гипотеза Немезиды и ее "фатальное" имя потребовалась изначально для того, чтобы объяснить цикличность периодов массовой гибели практически всего живого на нашей планете. Это означает, что очередное свидетельство существования Немезиды в реальности может иметь чрезвычайно важные последствия для понимания нами не только истории Земли, но и наших собственных судеб в дальнейшем. А значит, результаты миссии зонда New Horizons, направившегося в хранящий тайну Немезиды пояс Койпера, будет с нетерпением ждать все человечество.