Про теорию комет.

Зденек Секанина из лаборатории реактивных двигателей НАСА считает, что существующие теории о распадах так называемых "сангрейзеров", небольших комет, орбита которых проходит в опасной близости от Солнца, могут быть неверными.

Раньше считалось, что эти кометы распадаются из-за высоких температур и сильного гравитационного поля вблизи Солнца. Однако Секанина, который изучал снимки подобных процессов, говорит, что распад комет, должен происходить задолго до их приближения к Солнцу. Работа была опубликована в Астрофизическом журнале.

"Сангрейзеры" или "задевающие Солнце кометы" обычно не превышают 10 метров в диаметре. Надо отметить, что обычные кометы имеют ядра от одного до 10 километров в диаметре. За последние семь лет обсерваторией SOHO были зарегистрированы более 450 комет в момент их самого близкого прохождения к Солнцу. Секанина считает, что реально из может быть около 200 тысяч.

Считается, что, вероятней всего, "сангрейзеры" образовались около двух тысяч лет назад в результате распада одной крупной кометы, не менее 100 километров в диаметре, при прохождении перигелия. Теперь фрагменты от этой кометы продолжают двигаться по ее первоначальной орбите, проходя периодически на расстоянии около 50 тысяч километров от солнечной фотосферы. Некоторые из них испаряются, некоторые продолжают дальше свой путь. Некоторые считают, что именно распад этой грандиозной кометы описал один из древнегреческих астрономов в 372 году до нашей эры. Эти кометы называют еще по имени немецкого астронома 19 века Генриха Крейца, который впервые обратил внимание на то, что все "сангрейзеры" имеют схожую орбиту.

Раньше считалось, что кометы распадаются лишь изредка под воздействием гравитационного поля Солнца и лишь очень близко к светилу. Секанина впервые выдвигает идею о том, что распад кометы может быть важной частью ее жизненного цикла. Секанина считает, что прародители "сангрейзеров" должны были распасться до их предыдущей встречи с Солнцем.

Секанина пишет, что многие "сангрейзеры" слишком малы, чтобы быть результатом распада их прародителей при предыдущем прохождении Солнца. Более того, многие из этих комет летят группой и достигают светила с разницей всего в несколько часов. Ученый подсчитал, что если бы они были результатом предыдущего распада, то эта разница должна была бы составлять тысячи лет. Секанина считает, что если распад происходит в отсутствии экстремальных условий (таких как высокая температура или сильное гравитационное поле), то, по мнению ученого, объекты могут держаться вместе и путешествовать в пространстве очень долгое время.

Математическая модель астронома основана на изучении взаиморасположения и взаимодействия каждого из объектов в подобной группе. Таким образом ученый разработал свою стандартную модель для того, чтобы вычислять каскад распадов - когда именно кометы распались, когда распались их прародители и так далее.

Однако остается загадкой, что именно заставляет кометы распадаться. Если предыдущая теория это объясняла, сваливая всю вину на "адовы" условия рядом с Солнцем, новая теория Секанина на это ответа не дает. Сам ученый считает, что одной из причин может быть вращательное движение. Если спин кометы больше определенной критической величины, комета раскручивается слишком быстро и распадается.

Одним из подтверждений теории Секанина может служить комета 57P/du Toit-Neujmin-Delporte, распад которой смогли пронаблюдать недавно астрономы в точке, расположенной за орбитой Марса.