Майдан у села Великая Рублёвка.

Великая Рублёвка (укр. Велика Рублівка) – село в Украине, в Полтавской области, Котелевском районе, находится на левом берегу реки Мерла в 45 км к северу от г. Полтава, в 20 км к югу от пгт. Котельва и 70 км к юго-западу от г. Богодухов, Харьковской области.

Подробнее ...

О Святом Стефане.

Печать

Посох выдающегося миссионера святого Стефана Великопермского стал предметом многолетних раздоров между пермской властью и верующими.

Сейчас посох хранится в запасниках Пермского краеведческого музея. Верующие требуют передать эту священную реликвию пермским епископам как преемникам древнего святителя. А пермские власти отказываются, ссылаясь на то, что посох - историческое достояние всего российского народа.

Почему же скромный посох из лиственницы, украшенный резной костью, стал "камнем преткновения"? Все дело в исторической значимости этой реликвии для нынешнего "русского Севера" и Урала.

Святой Стефан Пермский занимает особое место среди святых древней Руси - это первый епископ огромного края, миссионер, посвятивший всю свою жизнь просвещению язычников, создатель пермской грамоты и переводчик на пермский язык (древний язык современных коми) священных книг, присоединитель Пермского края к Московскому государству.

Масштабы его деятельности можно сравнить лишь с деяниями Ермака, который присоединил к России Сибирское ханство. Стефан стал крупнейшим за всю историю русского православия миссионером, который не мечом, а словом и проповедью раздвинул границы России до Сибири. Его главным оружием стали посох и собственноручно написанная им азбука, при помощи которой он донес до коми православное вероучение. Его биография кажется легендой, но она еще раз показывает масштабы этой исторической личности.

В житии знаменитого устюжского юродивого Прокопия рассказывается, что он однажды встретил трехлетнюю, девочку на церковной паперти. Поклонившись ей до земли, он сказал: "Вот идет мать Стефана, епископа Пермского, который будет великим между слугами Божиими".

А вот что говорит житие самого святого: "Еще в детстве Стефан выучился пермскому языку, который впоследствии знал в совершенстве. Стремление просветить христианским учением язычников-пермяков, с детства жившее в его сердце, воодушевило святого Стефана на особый подвиг - он в 1365 году стал монахом, где и принял имя, под которым вошел в историю. Для продолжения учебы он отправился в Ростовский монастырь Григория Богослова, где провел более 10 лет в ученых трудах, выучил греческий язык, переводил богослужебные славянские книги на пермский язык. Первым делом, он создал для зырян письменность, которой они не имели, в качестве алфавита используя зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки, состоявшей из 24 букв, святой Стефан перевел на пермский язык богослужебные книги и частично Священное Писание.

Осенью 1379 года, получив благословение от главы Православной Церкви, святой Стефан отправился в Пермскую землю. А с собою взял собственноручно изготовленный из лиственницы посох. Длина его - 125 см. Рукоять посоха подобна букве Т, ее длина - 12 см, ширина - 2 см.

Язычники-пермяки тогда поклонялись воде и огню, зверям и деревьям; главным их божеством была "Золотая баба" - каменный идол, которому приносилась в жертву лучшая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в страхе и подчинении народ. Смерть ожидала каждого, кто осмелился бы коснуться их языческих верований. Положение для проповедника осложнялось еще и тем, что алчные великокняжеские сборщики дани озлобили пермяков, поэтому все, что исходило от русских, казалось им враждебным. Пырас (ныне город Котлас) стал первым селением, в котором святой Стефан начал свою проповедь среди зырян, причем на их родном языке. Поначалу миссионерство святого Стефана не имело успеха, так как пермяки удивлялись: как так, мы привыкли молиться нашим богам, а чужеземный проповедник говорит, что они - это ложные и бесполезные истуканы, созданные людьми, и что есть лишь один истинный Бог Христос.

Зашевелились и местные языческие волхвы. Почуяв в святителе конкурента, они подожгли домик миссионера, Однако, Стефан чудом спасся. Пермяки рассудили, что его спас не иначе как Бог. Почти все жители Пыраса приняли крещение.

Около четырех лет странствовал Стефан по пермской земле. Он применил "оружие", о котором не подозревал ни один из русских князей и военачальников - христианскую агитацию.

Выбрав себе из новокрещенных пермяков нескольких спутников, он отправился с ними далее вверх по течению Вычегды и за короткое время окрестил жителей селений от Пыраса до Усть-Гама. Стефан везде ставил кресты и часовни, как самые понятные для новообращенных символы. Святой прошел не менее тысячи километров по уральской земле. Он разрушал святилища и срубал священные деревья пермяков - все чаще при помощи самих же вчерашних язычников, принявших крещение. Старые божества не могли покарать его - и это в глазах народа служило доказательством истинности учения, принесённого им. В знак торжества своих идей он прилюдно поджег самое знаменитое пермское святилище - так называемой
"Золотой бабы" в Усть-Гаме. Возмущенные жители набросились на него с топорами и кольями. Он, подняв руки к небу, со слезами молился перед Богом об обращении в "истинную веру" язычников. И чудо не замедлило себя ждать. Никто из пермяков не решился напасть на него, испугавшись возможного гнева нового неведомого божества. Тут-то и состоялся самый известный религиозный поединок. Пам - верховный пермяцкий жрец - вызвал Стефана пройти огонь и воду, чтобы доказать правоту и силу своей веры. Миссионер согласился, и, держа в одной руке посох, другой взял жреца за руку, чтобы идти в огонь вместе с ним. Пам устрашился силы огня. Стефан предлагал идти и в воду, но результат был таким же. Посрамленный жрец с группой оставшихся язычников вынужден был уйти. Эта весть разнеслась по всей Пермской земле, и новоявленный миссионер в глазах коренных жителей приобрел авторитет, который некогда имели древние верховные языческие жрецы. Народ массами стали принимать крещение. Посох же святителя стали наделять чудодейственными свойствами.

Когда новообращенных христиан стало много, Стефан приступил к сооружению храма. Церковь в Усть-Выми была построена на берегу реки Выми, при впадении ее в Вычегду на месте "прокудливой" березы - языческого центра пермяков. Потом Стефан поставил еще две церкви.

Стало ясно, что пастве далекой северной земли нужен пастырь - епископ. Около 1383 года Стефан выехал в Москву и на встречах с великим князем Дмитрием Донским и митрополитом Пименом стал убеждать их в целесообразности образования епархии в Пермском крае. Те ему ответили, что не видят на эту вакансию иной кандидатуры, кроме него самого. Зимой 1383 года Стефан стал первым пермским епископом.

Епископ Стефан еще 13 лет жизни отдал краю Коми. Он воздвиг и освятил несколько монастырей, монахами в которых становились как русские, так и пермяки, продолжал миссионерские поездки, поставил первые храмы и часовни по Вычегде, Сысоле, Выми. Он же стал первым фактическим правителем Пермского края, где власть великого князя Дмитрия Донского была номинальна. Ему пришлось отражать набеги вогулов и вятчан, принимать меры по предотвращению голода в неурожайные годы, утверждать первый суд и т.д. Но прежде всего он уделил внимание образованию и культуре. Он создал прекрасную по тем временам школу для мальчиков-зырян, где они обучались пермскому и русскому языкам, церковному пению, а также основам богослужения, которое Стефан также перевел на местный язык.

Наиболее способных и достойных священного сана учеников он посылал в Москву для рукоположения и обучения, в результате чего в край возвращались высококвалифицированные священники, которые знали три языка: пермский, русский и греческий.

Скончался Стефан в 1396 году во время своей третьей поездки в Москву, где и был похоронен. Через полтора века он был причислен к лику святых. Так по достоинству была оценена деятельность святителя Стефана Пермского. Его историческое наследие не забыто и поныне. По новому был оценен вклад святителя в республике Коми, где проживают потомки крещенных им пермяков. По заказу правительства республики учеными был издан академический труд о Стефане Пермском. С мая 1992 года в Коми широко отмечают день Стефановской письменности, а 9 мая - день памяти святого Стефана Пермского. О нем и его подвиге пишутся книги, снимаются кинофильмы, а посох стал памятью и символом тех далеких лет.

В Пермской епархии корреспонденту Агентства национальных новостей рассказали, что по преданию, резьбой из лосиной кости посох был украшен позднее (в XV веке) преемником Стефана Ионой. Костяной рисунок, состоящий из восьми колен, изображает сцены жития святого Стефана. После смерти владельца, пролежав возле гробницы хозяина более двух столетий, посох в 1612 году он был увезен из Москвы войсками польского гетмана Яна Ходкевича и мог быть навсегда утерян.

Однако стараниями губернского лесничего Далматова из Гродненской губернии в 1849 г. он был прислан в Пермский кафедральный Спасо-Преображенский собор из Супральского монастыря в Литве. До революции посох доставался два раза в год во время общегородского крестного хода. При вступлении на пермскую кафедру каждый новый епископ, как приемник Стефана, принимал этот посох в кафедральном Спасо-Преображенском соборе.

После расстрела пермского епископа в 1918 году посох святителя оказался в местном краеведческом музее, в запасниках которого он и находится по сей день. Пермские верующие возносят молитвы к Богу и небесному владельцу посоха с просьбой вернуть реликвию законному владельцу - Православной Церкви. Патриарх Алексий II поставил перед властями вопрос о возврате посоха его историческому владельцу - РПЦ МП. Однако вопрос этот до сих пор остается открытым.

 

Добавить комментарий

Возможности, предоставляемые посетителям портала:

Вы можете высказывать свои мысли по поводу статьи.
Именно с этой целью Вам предоставлен сервис комментирования.
Ваш комментарий должен соотноситься с темой поста, развивать её.
Старайтесь выражать свою мысль предельно конкретно и чётко.

Что Вам не разрешено :

Оставлять комментарий, не относящийся к данной статьи.
Ненормативная лексика в комментарии.
Неэтичное поведение по отношению к любому представителю сообщества.
Всевозможное детство (коверкание слов).
Словоблудие (отсутствие всякого смысла в комментарии).
Комментарий только ради простановки ссылки на себя.
Администрация оставляет за собой исключительное право удаления любого комментария, нарушающего данные запреты, а также и в других случаях, если сочтут это нужным и необходимым.
Никаких объяснений по поводу карательных мер не даётся.

Правила цитирования и перепечатки :

При цитировании либо воспроизведении статьи целиком она должна быть подписана Автором.
Не допускается компоновка материала, искажающая его первоначальный общий смысл.
Обязательно должен присутствовать ясно видимый линк на первоисточник.


Все материалы представлены на данном сайте исключительно в образовательных целях и в целях популяризации медицинских, психологических и эзотерических знаний. Материалы были получены из открытых источников в интернете или присланы посетителями сайта. Читатель самостоятельно несет всю ответственность за применение рассматриваемых техник, методик и т.п. Администрация сайта не несет никакой ответственности за любой ущерб, нанесенный читателю в физическом, астральном, ментальном и др. планах.

 

Внимание! Не секрет, что  материалы, размещённые на сайте, получены из открытых источников и опубликованы на портале ЭзоКлуб ОРГ  по тем или иным причинам. Если Вы претендуете на авторство и хотите, чтобы под материалом была проставлена ссылка на ПЕРВО-источник, Вы можете зарегистрироваться на сайте и проставить ссылку на свой ресурс в комментариях к публикации самостоятельно. Все исходящие ссылки в комментариях индексируются ПС.