Храмы древности - первые радиопередатчики.

Несколько лет назад ученые из Украины Роман Фурдуй и Юрий Швардак выдвинули поразительную гипотезу, согласно которой некоторые, если не все, мегалитические постройки древности служат генераторами акустических или электронных колебаний или, другими словами, способны при определенных условиях направлять луч мощного излучения в какую-то точку.

Подробнее ...

Трипольское наследие.

Печать

В трипольском наследии можно определить несколько измерений. Наиболее доступным измерением есть музейный – коллекции, экспозиции музеев, временные тематические выставки.

То, что демонстрируют и сохраняют музеи, – результат археологических раскопок. Исследование старожитностей трипольской культуры началось более 130 лет назад. Мир раскопок, история поисков и открытий – это особая тема. Или важно знать эту историю, или нужна такая история вообще? Ответ может быть лишь положительным: конечно, все это нужно и чрезвычайно важно. Определенная инвентаризация научных выводов, гипотез, а также отдельных изданий дает возможность лучше сориентироваться в трипольском мире. Есть соображения, пусть высказанные давно, но в чем-то актуальные и сегодня. То же самое можно сказать и о подходах к решению тех или иных проблем, повторяя при этом давно известную вещь: новое – это иногда хорошо забыто старое.

История археологии демонстрирует настоящий «трипольский Интернационал»: этой культуре посвящены работы свыше 300 специалистов, которые имели разное гражданство и были представителями многих национальностей. Среди них чехи, поляки, немцы, австрийцы, евреи, венгры, британцы, румыны, молдаване, россияне, украинцы. Шесть поколений исследователей, каждый из которых старался сказать свое слово в науке. Дискуссии, поиски...

Результаты исследования старожитностей трипольской культуры из территории современной Украины изложено не только на украинском, но и на английском, немецком, польском, русском, румынском, французском и даже на финском языках. Объемы этого научного достояния поражают. Библиография (лишь относительно памятников преимущественно на территории Украины) насчитывает около трех тысяч работ, в том числе свыше 80 монографических исследований. Тем не менее, не только в музеях и книжках можно познакомиться с трипольской культурой.

Кое-что из раскопанного можно увидеть в виде музеефицированных объектов, но таких пока что очень мало. Дело в том, что большинство того, что выявлено во время раскопок, не подлежит музеефикации. Даже то, что можно было бы оставить на месте, археологи вынуждены разбирать: все равно будет разрушено – или ненастьем (дождями, снегом, солнцем и ветром), или равнодушными людьми. Зачем же оставлять, когда не имеешь возможности сберечь? Есть лишь надежда, что нетронутые археологические старожытности еще доживут до того времени, когда что-то изменится на лучшее.

Понятно, что на нескольких страницах этого раздела просто невозможно не то что описать, просто перечислить все существующие экспозиции, экспедиции. Нашей целью было лишь начертить основные очертания мира трипольской культуры, как в Украине, так и за ее пределами.

Кто и когда открыл трипольскую культуру?

Возможно, интерес дописьменной историей возрос в последнюю четверть XIX ст. под влиянием существенных изменений во взглядах на доисторическую Европу, которые произошли вследствие сенсационных раскопок Генриха Шлимана в Трое, Микенах и других местах. Ведь именно эти археологические сенсации были фоном, на котором состоялись первые раскопки памятников трипольской культуры.

Ныне в Украине начинают рассказ о трипольской культуре с открытий Викентия Хвойки, которые он сделал в конце XIX ст., в 1896-1897 гг., неподалеку от Киева, в окраинах городка Триполье, или с его раскопок на Кирилловских высотах в Киеве в 1893 г. Последнюю дату взяли за начало исследования и в 1993 г. было отмечено сто лет открытия трипольской культуры. Со временем выяснилось, что эта дата не имеет документальных подтверждений, поскольку 1893 г. исследовалась стоянка эпохи палеолита, а о раскопках поселений трипольской культуры сведения есть не ранее 1895 года.

Хотя установление даты начала раскопок трипольских старожытностей В. Хвойко и является вопросом интересным самим по себе, в целом история археологических исследований трипольской культуры на территории Украины насчитывает почти сто тридцать лет, т.е. начинается в 70-е года XIX столетия, хотя понятие «трипольская культура» было введено в научное обращение лишь через 30 лет – в конце XIX – в начале XX ст. Именно тогда, когда культура Кукутень, распространенная от Карпатских гор к Пруту, начала изучаться в Румынии, аналогичные памятники было открыто на территориях двух империй – Австро-Венгерской и Русской. Кажется, это было довольно важным фактором в истории исследования трипольской части трипольско-кукутеньского сообщества.

Ведь преобладающая часть «трипольской» территории от Днестра до левобережья Днепра связана с территориями независимого государства Украины, территорию которой в конце XIX и в первой половине XX столетия было разделено между упомянутыми государствами. Меньшая по площади, которую занимает (но не по значению для исследования), часть трипольской ойкумены сосредоточена в Молдове.

Есть данные, что в Западной Украине первые раскопки с целью пополнения частной коллекции трипольскими старожытностями были проведены еще в 1750 г., а знаменитая пещера Вертеба случайно открыта в 1822 г. Однако открытие тогда становится открытием, когда находятся ученые, которые могут его описать.

Первым, кто описал трипольские памятки Галичского Подолья, которые тогда, разумеется, еще не имели такого названия, был Антоний Шнайдер. Он составил реестр 65 археологических памятников, выявленных или обследованных им на Борщовщине. В 1874 г. он обратил на этот регион внимание А. Киркора сотрудника антропологической и археологической комиссий при цезарьско-королевской Академии в Кракове. В 1878 г. А. Шнайдер открыл поселение в Кошиловцах, но считал его местом римского лагеря, а найденную глиняную статуэтку – изображением богини Флоры. В 1876 р А. Киркор изучал окраины села Бильче-Золотое и провел небольшие раскопки в пещере Вертеба, где нашел трипольские старожытности. Придонная часть пещеры была покрыта пластом грунта, в котором выявлено два погребения, а возле них – обломки лепной посуды, в том числе с росписью. Так начались научные исследования этой выдающегося памятника, которого в местной печати называли «Надднестровской Помпеей».

В 1884 г. в Бельче-Золотом, во владениях князя Леона Сапеги, на территории парка были случайно выявлены остатки зданий трипольской культуры. Через пять лет Г. Оссовский, член антропологической комиссии Академии наук в Кракове, провел здесь раскопки и выявил сосредоточение обожженной глины, среди которой нашли обломки рисованной посуды. Эти сосредоточения Г. Оссовский считал ритуальными сооружениями – своеобразными древними гробницами, составленными из кирпича. Так что поздняя традиция (В.В. Хвойки, Э.Р. фон Штерна) видеть в трипольских «площадках» остатки ритуальных сооружений имеет довольно длинную историю.

В 1890 г. Г. Оссовского снова пригласил владелец Бельча-Золотого. Вместе они посетили пещеру Вертеб. Был расчищен вход к пещере, построены ступеньки. Началось исследование ходов в пещере, во время которого были найдены следы большого костра, целые сосуды с рисованным орнаментом, орудие работы из камня и оленьего рога. Во время раскопок были найдены также изделия из меди – нож, кинжал, шило. Раскопки длились три года. На высоком профессиональном уровне Г. Оссовский выполнил план пещеры Вертеб, который вместе с археологической картой окраин Бельча-Золотого был издан стараниями князя Л. Сапеги в 1892 году. Карта Вертеба вообще была одной из первых профессионально составленных карт пещер на территории Украины.

Археологические раскопки в «Надднестровских Помпеях» с 1898 по 1904 год продолжил профессор краковского университета В. Деметрикевич. Он работал как в пещере, так и возле дворца. Именно ему принадлежит находка шедевра трипольских мастеров – костяной пластинки в виде главы быка с выбитым на ней изображением женщины. Эта небольшая пластинка обошла множество изданий и стала как бы символом трипольской культуры. Ныне эта находка, как и огромная коллекция из раскопок в Бельче (сохранилось свыше 300 реставрированных и целых сосудов, 900 ящиков керамики и других находок), находится в Краковском археологическом музее.

Археологические исследования в Бельче-Золотом: владелец имения князь Леон Сапега. Планы раскопок возле дворца и пещеры Вертеб.
Археологические исследования в Бельче-Золотом: владелец имения князь Леон Сапега. Планы раскопок возле дворца и пещеры Вертеб.

Коллекция передана туда согласно завещанию жены Леона Сапеги Терези. В завещании есть несколько важных пунктов, среди которых – доступность коллекции для научный работников из разных стран, подготовка полного издания коллекции, экспонирование ее в музее. Первый пункт выполняется, в чем один из авторов этой книги убедился 1981 г. Попав в музей еще студентом Киевского государственного университета, он спросил, можно ли осмотреть коллекцию из Бельча-Золотого, которая к тому времени не экспонировалась. Ответ был просто ошеломляющим (для тех, кто привык иметь дело с музеями отечественными): конечно, когда господин желает осмотреть – это никаких проблем...

На выполнение последних двух пунктов (издание и экспонирование) понадобилось около ста лет. Лишь в последнее десятилетие польские археологи смогли найти государственное финансирование на научное издание. Налогоплательщики Речи Посполитой обеспечили подготовку грузных двух томов, к которым вошли не только описания раскопок, находок, анализов, но и сотни, тысячи рисунков находок из коллекции Леона и Терези Сапегов. Над этим работали как польские археологи – С. Кадров, Э. Треля, так и украинские – М.П. Сохацкий и Т.М. Ткачук. А в октябре 2001 г. в Кракове в помещении археологического музея открылась выставка коллекции, на которой был также презентован и, описанный выше, международный проект.

Недалеко от города Черновцы возле села с названием Шипунцы в 1893 г. начались раскопки поселения с рисованной керамикой «Буковинской Трои». Именно такое название дала местная печать старинному поселению. Со времени открытия и начала раскопок настоящей Трои к тому времени прошло не так уже и много времени, немного больше двадцати лет. «Троя» стала определенным брендом для определения археологических сенсаций.

Следует отдать должное буковинским газетчикам. Они почти не ошиблись с датированием открытых старожытностей – всего на каких-то несколько сотен лет. Ведь открытое местным учителем В. Арейчуком поселение по современной периодизации принадлежало к этапу В трипольской культуры, который его ныне датируют первой половиной IV тыс. до н.э. Со временем о доисторическом поселении в Шипунцах стало известно и в Вене. На Буковину приехал заведующий антропологическо-праисторическим отделом Императорско-королевского природного музея в Вене И. Шомбати, который организовал раскопки. В работах в Шипунцах принял участие Р.Ф. Кайндль, профессор университета в Черновцах. Участники раскопок датировали находки в Шипунцах в пределах II тыс. до н.э.

Это было время, когда формировались археологические коллекции Императорско-королевского природного музея, руководство которого поняло значение археологических раскопок в Галичине для пополнения венских фондов. Ведь это был шанс получить первоклассные вещи, добытые во время научных раскопок, а не старожытности непонятного происхождения, приобретенные за неистовые средства у антикваров. Коллекция из тех раскопок, которая насчитывает около 800 предметов, сохраняется ныне в Венском природном музее. Часть этих экспонатов ныне можно увидеть в интернете, на сайте музея.

XI археологический съезд

Когда мы говорим, что трипольскую культуру открыл В. Хвойка, то имеем прежде всего ввиду не его приоритет в полевых исследованиях трипольских старожытностей – ведь их начали изучать за 20 с лишним лет до того, как археолог получил славу первооткрывателя, – а именно научное открытие, т.е. определение места открытых старожытностей в древней истории края.

В полевом дневнике В. Хвойки, который сохраняется в научном архиве ИА НАН Украины, все даты раскопок в районе с. Триполье (возле с. Жуковцы, Щербановка, Веремья и др.) принадлежат к лету и осени 1897 г. Эта тетрадь содержит около ста собственноручных рисунков исследователя, на которых зафиксированы основные моменты археологических исследований. Рядом с видами раскопов на них показанны основные находки. Именно эти рисунки стали основанием для таблиц, опубликованных в материалах XI археологического съезда.

Раскопки в окраинах Триполья
Рисунки и страница из полевого дневника В.В. Хвойки
Раскопки в окраинах Триполья. Рисунки и страница из полевого дневника В.В. Хвойки.

Интересно, что В. Хвойка изобразил большое количество сосудов целыми. Была даже мысль, которая, возможно, именно так они и сохранились, ведь в те времена для пахоты на полях не применялась тяжелая техника. К сожалению, сопоставление рисунков с фотоснимками этих вещей, сделанными в 20-те годы XX ст., показало, что большинство из них склеенные из фрагментов. Итак, В. Хвойка изображал раскопанные объекты в таком виде, в котором они были, по его мнению, оставлены самыми трипольцами, применив метод ретроспективной реконструкции. Пройдет 60 лет, и С.М. Бибиков предложит этот метод к применению при изучении поселений трипольской культуры. Достижением В. Хвойки считают определение открытых им на Киевщине памятников как таких, что принадлежали отдельной неолитической культуре, а также сопоставление с ними материалов, найденных в других регионах современной Украины.

Разобраться ныне в научном наследии В.В. Хвойки, посвященном изучению Триполья, не такая простая задача, ведь методика археологических исследований и фиксации материалов к тому времени только формировалась. Год и место находки тех или других трипольских старожытностей, прежде всего керамики, из раскопок В. Хвойки в Приднепровье часто можно установить, лишь сравнив их с архивными документами – дневниками, фотоснимками, которые сохраняются в научном архиве Института археологии НАН Украины.

Во второй половине XIX и в начале XX ст. в Русской империи начали проводить научные конференции в области археологии, которые получили громкое название съездов. Несколько из них было проведено на территории Украины, поскольку в те времена именно здесь развернулись довольно масштабные раскопки курганов, античных городов Причерноморья, летописных градов времен Киевской Руси. Здесь были музеи, научные общества, немало зажиточных коллекционеров старожытностей. Изучением археологических памятников занимались известные историки, которые излагали в университетах, вспомним хотя бы В.Б. Антоновича.

XI Всероссийский археологический съезд в Киеве стал важной вехой в изучении старожытностей края и становлении археологической науки. Во время подобных научных собраний традиционными стали выезды на места раскопок, подготовленных для обзора участниками съезда.

11 августа 1899 года по приглашению известного знатока старожытностей и коллекционера Б.И. Ханенка участники съезда – всего 40 человек – на пароходе отправились вниз по Днепру, за 70 верст от Киева. Они посетили окраины села Гребни и города Ржищев. Там они побывали на показательных раскопках, которые В.В. Хвойка подготовил на землях помещика И.О. Байковского, под Гребнями и на территории хутора Похлебки (урочище Поповое поле).

Здесь были открыты для обзора остатки жилье, посуды, груды черепицы. Желающие смогли увидеть, как выглядят места раскопок загадочных трипольских «точков» – остаток давнего жилья. Участники экскурсии разобрали вещи, найденные на месте раскопок, часть было передано в музей. Упоминается о находке двух больших «ваз с оригинальным орнаментом».

Викентий Хвойко - простой пражский учитель, ставший известным археологом, первооткрывателем трипольской культурыЧерез несколько дней, 16 августа 1899 г., произошло событие, с которого можно начать отсчет научной жизни понятия «трипольская археологическая культура», так как в этот день В.В. Хвойка выступил с докладом о своих археологических раскопках в Киевском уезде. Среди исследованных им старожытностей было поселение в районе городка Триполье. Именно оно дало название новой археологической культуре – древнейшей культуре земледельцев на Днепре. В работе «Каменный век Среднего Приднепровья» находки из землянок на Кирилловских высотах были отнесены к «культуре В», которую В.В. Хвойка считал примитивнейшей, а поэтому и более ранней, чем «культура А», к которой зачислены материалы раскопок в окраинах городка Триполье.

Доклад стал предметом обсуждения присутствующих научный работников. Так, П.М. Милюков высказал допущение, что отделенные В.В. Хвойко культуры А и В были ветвями одной культуры, и указал на подобные находки в Галичине, Буковине, Румынии, а также Болгарии и Боснии, Семигородде. По его мнению, эта культура пришла с юга, через Румынию, а ее центр должен быть в Греции. Дискутируя с ним, профессор Д.М. Анучин высказал соображения, что установить направление, в котором распространялась эта культура, невозможно, а можно лишь очертить территорию ее распространения.

Как сообщается в протоколе заседания, глава отделения первоначальной археологии Д.М. Анучин высказал В.В. Хвойко благодарность за его вклад в науку. Он также высказал пожелание, чтобы добытые во время раскопок богатые коллекции и результаты исследований были опубликованы. После этого участники съезда, которые были заворожены от услышанного, устроили В.В. Хвойко бурные овации. Материалы доклада были опубликованы через два года в первом томе материалов съезда вместе с несколькими десятками иллюстраций.

Видейко М.Ю., Бурда Н.Б. из книги «Трипольская культура»

Фотогалерея

Фильмы о Трипольской цивилизации

Ещё о Трипольской цивилизации:
Пражский учитель.
Биография Викентия Хвойко.
Музей «Древнейшая Аратта – Украина», село Триполье.
Трипольские протогорода.
Катастрофа 3200 года до н.э.
Являются ли трипольцы предками украинцев?
На рубежах истории.
Трипольская общность.
Экономика Триполья.
Трипольская культура.
Архитектура трипольцев.
Религия трипольцев.
Язык трипольцев.
Письменность трипольцев.
Менталитет трипольцев.
Паутина тысячелетий.

 

Добавить комментарий

Возможности, предоставляемые посетителям портала:

Вы можете высказывать свои мысли по поводу статьи.
Именно с этой целью Вам предоставлен сервис комментирования.
Ваш комментарий должен соотноситься с темой поста, развивать её.
Старайтесь выражать свою мысль предельно конкретно и чётко.

Что Вам не разрешено :

Оставлять комментарий, не относящийся к данной статьи.
Ненормативная лексика в комментарии.
Неэтичное поведение по отношению к любому представителю сообщества.
Всевозможное детство (коверкание слов).
Словоблудие (отсутствие всякого смысла в комментарии).
Комментарий только ради простановки ссылки на себя.
Администрация оставляет за собой исключительное право удаления любого комментария, нарушающего данные запреты, а также и в других случаях, если сочтут это нужным и необходимым.
Никаких объяснений по поводу карательных мер не даётся.

Правила цитирования и перепечатки :

При цитировании либо воспроизведении статьи целиком она должна быть подписана Автором.
Не допускается компоновка материала, искажающая его первоначальный общий смысл.
Обязательно должен присутствовать ясно видимый линк на первоисточник.


Все материалы представлены на данном сайте исключительно в образовательных целях и в целях популяризации медицинских, психологических и эзотерических знаний. Материалы были получены из открытых источников в интернете или присланы посетителями сайта. Читатель самостоятельно несет всю ответственность за применение рассматриваемых техник, методик и т.п. Администрация сайта не несет никакой ответственности за любой ущерб, нанесенный читателю в физическом, астральном, ментальном и др. планах.

 

Внимание! Не секрет, что  материалы, размещённые на сайте, получены из открытых источников и опубликованы на портале ЭзоКлуб ОРГ  по тем или иным причинам. Если Вы претендуете на авторство и хотите, чтобы под материалом была проставлена ссылка на ПЕРВО-источник, Вы можете зарегистрироваться на сайте и проставить ссылку на свой ресурс в комментариях к публикации самостоятельно. Все исходящие ссылки в комментариях индексируются ПС.