О трактатах Архимеда.

Таинственные загадки древности нынче волнуют ученых и даже мирных обывателей ничуть не меньше, чем актуальные проблемы современности. Один только "Код да Винчи" Дэна Брауна, сюжет которого состоит из череды сенсационных "открытий", вызвал такую шумиху, какая и не снилась живому классику Умберто Эко с его интеллектуальным детективом "Имя Розы".

Так уж получается, что исследование многих раритетов стало возможным только на современном этапе развития науки, когда в руках специалистов оказался достаточный арсенал технических средств. Примером тому служит недавно расшифрованное Евангелие от Иуды. А теперь ученым удалось рассекретить, так сказать, "код Архимеда". В лучших детективных традициях он был надежно скрыт под текстами и изображениями, которые не имеют к великому греку никакого отношения. Архимед делал свои записи на пергаменте, а три столетия спустя монах-переписчик Мирон за недостатком материала покрыл уникальный документ письменами и иллюстрациями к ним.

Находчивый Мирон использовал для создания религиозной книги не только работы Архимеда, но также два других ценнейших памятника – труды оратора IV в. Гиперида и еще один безымянный философский трактат. Специалист по хранению рукописей и редких книг в балтиморском Художественном музее Уилл Ноэл назвал созданный незадачливым монахом шедевр "восьмым чудом света", поскольку переписчик умудрился "слепить" свой опус, воспользовавшись страницами сразу трех удивительных творений. Он попросту сворачивал пергамент пополам и покрывал текстом каждую сторону листа, а мошенники ХХ в. добавили в книгу искусственно состаренные иллюстрации, чтобы повысить интерес к раритету и, соответственно, его стоимость.

Узнать о тайнах, скрытых под религиозными письменами и обманчивыми картинками, ученым помог рентген, с помощью которого уже было совершено множество сенсационных открытий. Хотя труд исследователей оказался непростым (на обработку каждой страницы уходило около 12 ч.), результат того стоил: теперь мир узнает, как далеко зашел гений III в. до н.э. в своих математических изысканиях. Специалистам предстоит еще полностью расшифровать и перевести тексты Архимеда, но уже ясно: рентгеновское излучение помогло совершить поистине сенсационное открытие.

Для эксперимента была использована в миллион раз более мощная установка, чем используется для медицинских целей. Доктор Бергманн из Стэндфордской лаборатории в США, где проводилось исследование, сравнил проявление потаенного текста в скрытом слое со звездами, зажигающимися на ночном небе. К счастью, писец, который зафиксировал ученые труды Архимеда, использовал в работе чернила с примесью железа, а они в рентгеновских лучах проявляются невероятно ярко.

Таким образом, ученым удалось прочесть научный трактат, ценность которого не подлежит сомнению. Уилл Ноэл сказал: "Это похоже на факс, пришедший прямиком из третьего столетия". Работники американской лаборатории будут должны закончить свои изыскания до 7 августа. До этого срока они надеются особенно тщательно исследовать те области пергамента, которые скрыты поддельными иллюстрациями.