Солнце в зените сквозь призму веков.

Осенью 2009 года вышла книга журналистки Евгении Шальской «За фасадом истории», рассказывающая об неизвестных страницах истории Павлограда и региона, тиражом всего 500 экземпляров. Две главы в ней посвящены Мавринскому майдану.

О технологиях будущего.

Этим летом журнал Technical Review, который издает знаменитый Массачусетский технологический институт, назвал 10 наиболее перспективных технологий будущего. По мнению составителей этого своеобразного хит-парада, в ближайшее время нашу жизнь перевернут эпигенетика, когнитивное радио, наномедицина, тензорная диффузионная церебрография и прочие занимательные штуки, отмечает SmartMoney.

В том, что эти слова вам, наверняка незнакомы, нет ничего удивительного. Научные консультанты Technical Review отобрали самые передовые, по-настоящему революционные разработки. Эпигенетики, к примеру, с помощью методов молекулярной биологии пытаются понять, почему организмы с одним и тем же набором генов бывают совершенно непохожи друг на друга. Или что заставляет нас стареть, если "гена старости", судя по всему, не существует. Поле для практического применения эпигенетики широчайшее - от клонирования до ранней диагностики онкологических заболеваний.

Наномедики смогут лечить наши болезни на клеточном уровне. Специальные молекулы-курьеры будут доставлять лекарства непосредственно к пораженным клеткам, минуя здоровые. Так что от побочных эффектов останутся лишь воспоминания. Устройства, снабженные каналами когнитивной радиосвязи, не будут страдать от радиопомех сами и не будут создавать их другим устройствам.

Церебрография поможет нам разобраться, как работает наш мозг.

Итак, десятка:

1. Технология "сравнительного взаимодействия" (comparative interactomics). Суть идеи - досконально исследовать, каким образом различные составляющие клеток организма взаимодействуют друг с другом.

2. Наномедицина (nanomedicine)- теоретически позволяет доставлять лекарственные средства непосредственно в больную клетку.

3. Эпигенетика (epigenetics)- позволяет, например, определять наличие онкологического заболевания на основе генетического теста.

4. "Когнитивное радио" (cognitive radio). Развитие беспроводной связи вызывает новую проблему - помехи. Будущее - за радио без помех.

5. "Ядерное перепрограммирование" (nuclear reprogramming). Позволяет перепрограммировать хромосомы стволовой клетки, физически сливая их с поврежденными клетками. Умирающий из-за повреждения ДНК нейрон может быть спасен, если его физически соединить со стволовой клеткой. Стволовая клетка приносить с собой "свежие" хромосомы", которые программируются цитоплазмой нейрона.

6 "Тензорная диффузионная церебрография" (diffusion tensor imaging). Позволяет использовать технологии сканирования головного мозга для диагностики тяжелых заболеваний, таких, как шизофрения, болезнь Альцгеймера и пр.

7. "Универсальный идентификатор". (Universal Authentication) Позволяет уберечь пользователей Интернета от разглашения личной информации.

8. "Нанобиомеханика" (nanobiomechanics). Известно, например, что клетки в чашке могут катать силиконовые шарики, развивая большую силу.

9. "Беспроводная Вселенная" (Pervasive Wireless) потенциально позволит различным электронным устройствам "общаться" друг с другом.

10. "Растягиваемый кремний" (stretchable silicon). Современная электроника основана на использовании кремния - новая технология ставит перед собой задачу создать новые формы этого вещества.