Открытия научные.

Одна из любимейших научных историй связана с Архимедом, который, находясь под впечатлением открытия им принципа гидростатики во время принятия ванны, выбежал голый на улицу г. Сиракузы, крича «Эврика!» (Нашел!). К сожалению, эта история, впервые рассказанная через двести лет после его смерти — чепуха. От подобных мифов может сложиться мнение, что наука движется лишь от прозрения к прозрению; от одного выдающегося момента к другому.

В действительности, наука проталкивается вперед со скоростью тектонических плит, кропотливо проверяя и опровергая теории до тех пор, пока не возникнут новые законы. Но иногда, правда очень редко, наука действительно прыгает далеко вперед. Здесь перечисляются наиболее волнительные и важные моменты из всей истории науки:

7. На пороге 20 в. ученые работали просто как безумные, стараясь определить, каким образом нервные клетки передают сигналы. Отто Лёви слышал одну туманную теорию о том, что клетки обмениваются информацией при помощи химические импульсов, но он не думал об этом до одной ночи 1920 г. Ему приснился сон, в котором он проводил эксперименты с бьющимся сердцем лягушки, чтобы проверить эту теорию. Он проснулся, сделал множество записей, и блаженно заснул. Наутро он увидел, что все написанное было нечитаемым, а озарение уже ушло. К счастью, сон повторился следующей ночью, и на этот раз Лёви выскочил из постели и помчался в лабораторию, чтобы начать эксперименты, которые подтвердили химическую передачу нервных импульсов.

6. В детстве Рене Декарт был болезненным ребенком. Чтобы как-то укрепить его здоровье, ему разрешили каждый день спать до 11 часов — привычка, которая осталась у него на всю жизнь. Как-то, в очередной раз лежа утром в кровати, Декарт наблюдал за мухой на потолке, которая перелетала с места на место. Он понял, что можно описать движение и местоположение мухи, если измерить расстояние от двух перпендикулярных стен до ее местоположения. Формализованная версия этого способа слежения за мухой стала тем, что известно нам, как декартова система координат перпендикулярных линий и плоскостей.

5. Генератор постоянного тока, на котором работала первая электростанция в 1870-х гг. просто ослепил мир наукой, однако на Николу Тесла это не произвело впечатления: генератор имел малую производительность и легко ломался. В 1882 г. гуляя как-то в парке Будапешта на закате дня, Тесла, размышляя над этой дилеммой, по памяти процитировал одну строфу из своей любимой драмы «Фауст», в которой ученый продает свою душу за знания. И тут, как по волшебству, удивительный мозг Теслы, видимо, отчаянно ищущий новую пищу для размышлений, вызвал в его воображении устройство надежного и эффективного генератора переменного тока. Он сразу же принялся делать наброски палкой.

4. Задолго до появления телескопа Хаббл, астрономы ломали головы над природой туманностей: странных, тусклых звезд, которые иногда имели форму спирали. Некоторые ученые — приверженцы теории островов Вселенной, предполагали, что эти звезды на самом деле являются галактиками — далекими скоплениями звезд — находящимися от нас в миллионах световых лет. Их противники утверждали, что это какие-то новые виды звезд, находящиеся в нашей собственной галактике. Однако, Эдвин Хаббл решил эту головоломку в 1923 г. Стоя на вершине горы в Калифорнии. Он осматривал известную туманность Андромеды, и заметил, что она разошлась в скопление отдельных звезд, доказывая тем самым существование других галактик, кроме Млечного Пути.

3. Роберт Гук внес свой вклад во множество областей, таких как астрономия, архитектура, палеонтология и физика, но самое важное из его достижений относится к биологии. В 1665 г. он сконструировал свой собственный сложный микроскоп и занялся исследованиями. Рассматривая тонкий срез пробкового дерева через линзы микроскопа, он заметил бесконечно малые прямоугольники, напомнившие ему монашеские кельи (cell — келья, ячейка, клетка). Так он открыл биологические клетки — фундаментальные единицы всех организмов.

2. В 1896 г. физик Анри Беккерель был восхищен недавно открытыми рентгеновскими лучами. Он предположил, что естественные флуоресцирующие минералы будут испускать рентгеновские лучи после длительного воздействия солнечного света. Чтобы проверить эту теорию, он оставил образцы минералов на солнце, а затем завернул их в черную ткань вместе с фотопластинкой, ожидая, что появившиеся лучи оставят на ней слабые следы. В один февральский день, когда было слишком облачно для работы, он завернул фотопластинку с образцом урана и оставил все в ящике до следующего раза. Потом, развернув сверток, он увидел, что уран оставил на пленке такой четкий отпечаток, как если бы он лежал на ярком солнечном свету. Энергия, испускаемая этим камнем, была слишком велика, чтобы ее можно было объяснить фосфоресценцией. При дальнейшем исследовании, они совместно с Мари и Пьером Кюри обнаружили, что это была радиоактивность.

1.В 1928 г. Александр Флеминг пережил самый настоящий эвристический момент, и, в отличие от истории про Архимеда — это правда. Полагая, что в соплях присутствует какое-то вещество, которое действует как антибиотик, он поместил бактерии и свою собственную, флеминговскую, мокроту на несколько чашек Петри, оставил все это, и уехал в двухнедельный отпуск. Вернувшись, он обнаружил, что слизь не смогла убить ни одну бактерию, но из лаборатории, находящейся поблизости, занесло плесень, которая попала на одну из чашек, и все бактерии, оказавшиеся рядом с ней, погибли. При более подробном изучении выяснилось, что в плесени содержится химическое вещество — пенициллин, которое и убило бактерии.

Как и в любом другом списке самых каких угодно вещей, выбор лучших эвристических моментов — это кому как кажется. Нам кажется, что открытие Флеминга было действительно важным событием, что Ньютон скорее всего не получал по голове яблоком, а Декарт наверняка лежал в постели и смотрел на мух (это был 17 век, в конце концов).